Детские заморочки
Познай себя, развивайся,будь в гармонии с собой

Способности к самореализации учащихся

Наталия Миновская

Здравствуйте уважаемые читатели моего блога!

Тема обретения совершенства и гармонии в непростом окружающем мире не может, периодически, не волновать нас. Особенное беспокойство вызывает она в отношении подрастающего, несмышленого еще, поколения. Способности к самореализации учащихся, необходимые для смелого странствия в бурном потоке бытия. Вот, в чем мы тщательно разберемся, руководствуясь самыми серьезными исследованиями педагогов и социологов.

Per scholae ad vitae (От школы — к жизни)

Заинтересованность человека в различных областях знаний облегчает ориентирование в социальном пространстве. Это позволяет ему не зацикливаться на преодолении поэтапных препятствий, а проявлять активность в широком диапазоне возможностей. Развитие такой позиции происходит в течение целой жизни.

учение свет

Но формирование стартового потенциала социально активного человека возложено, разумеется, на школу. Она и является местом, в котором человеку предстоит провести самый ответственный для него возрастной период. В это время он претерпевает наибольшие личностные изменения в жизни. Недаром говорят, что после школы открыты все дороги. Или, что выпускники получают путевку в жизнь…

Учащийся должен быть вовлечен в процесс приобретения знаний полноценно и с учетом своих личностных особенностей. Если человек ведет себя как аутсайдер, участие его в учебном процессе не будет иметь результата.

Он не только не приобретет знаний, но продолжит замыкаться в своей социальной нерасторопности. Поэтому педагогу нельзя не принимать во внимание очевидные «пробуксовки» учебного и воспитательного процесса на таких учениках.

Если самооценка кого-то из учащихся завышена, то это тоже экстремальный вариант позиционирования себя в социуме. В этом случае гиперактивность обладающего значительным самомнением одноклассника неизбежно влияет на общую атмосферу обучения. Наносится и персональный вред социально неустойчивым, слабохарактерным ученикам.

Такое явно отрицательное доминирование осложняет любые учебные мероприятия, способствует психологической напряженности. И, конечно же, сам горе-лидер оказывается, в результате, пострадавшим в неказистой борьбе за репутацию.

Подобные проблемы встречаются в любой социально замкнутой группе. Подростковый коллектив, к сожалению, отличается тем, что более рефлексивен и уязвим в подобных социальных коллизиях.
Важно помочь каждому учащемуся обрести правильную мотивацию, сообразуясь с его лучшими качествами. В идеале, познавательное пространство должно принадлежать каждому ученику в равной степени. Добиться такого высокопродуктивного реализма, разумеется, невозможно.

Но именно такая цель должна определять самоотверженные действия педагога. Без попыток искать и находить решения в этом направлении обучение останется перешагиванием через массу пустых голов. Только высвечивание личностных проблем и слабых звеньев в коллективе обучаемых, спасет учебный процесс.

Он пойдет при этом по неблагодарному пути накопления трудностей. Но проявленное индивидуальное внимание, пусть и в ущерб регламентной, формальной эффективности, будет наиболее честным действием.

ура

И оно должно быть вознаграждено. Учащийся с пониженной самооценкой отзовется проснувшимся в нем интересом к познанию. Неформальный лидер будет подчеркнуто «недооценен» с позиции его надменности и лицемерия. Но он получит общее для всех приглашение к полноценному участию в наработке действительно полезных знаний.

Вот тогда-то дозволяется говорить о возможности самореализации для каждого подрастающего ученика. И это явно не публичное кредо, и не преследование общественных интересов. Скорее, это процесс, связанный с воспитанием в себе воли к открытию мира в сугубо личных ракурсах. Когда не столько наслаждаешься доступными сторонами бытия, а пробуешь применить себя в нем.

Активное ожидание или творческий прорыв

Самореализация зависит от активности взаимодействия с миром. Она задействует многие инструменты психологического развития. Такие, как подражание идеалам, моделирование сценариев достижения цели, творческая интерпретация известных успешных алгоритмов.

Стремление самореализоваться возникает с возможностью раскрыть свой потенциал творческих побуждений. Условия и расположенность к этому окружающих факторов могут и не сложиться. К тому же, у каждой личности потребность в самореализации оформлена по-своему, со своими предпочтениями.

Поэтому поддерживать этот праведный огонь в юных и формирующихся еще умах – задача высшего педагогического приоритета.

игра на гитаре

Путей ее решения предлагается много. Еще больше опробовано устоявшихся практик. Однако приверженность к соблюдению методических установок в них мало совместима с первоначальным благородным замыслом. Иногда деликатная цель искажается форсированием, применением опосредованных тривиальными способами упрощений.

Вспомогательные педагогические инструменты способны помочь результативному самостоятельному развитию личности только в атмосфере мудрой доброжелательности.

В психологии преподавания существует выверенная в этом отношении система, получившая известность как прием «ожидания». Имеется ввиду следующее. Педагог может занять в отношении ученика позицию заинтересованного пассивного наблюдения. В том плане, что ему как бы известен огромный внутренний потенциал подопечного.

Остается только ожидать его успешных и результативных проявлений. В свою очередь это негласная благожелательность учителя заставляет учащегося мобилизоваться и поверить в свои возможности.

Создаются предпосылки для качественной самооценки максимального изыскания внутренних ресурсов. Ученик, чувствуя постоянное участливое внимание педагога, стремится оправдать его ожидания. К нему приходит желание успеха, добиться которого в своем обычном, «рассредоточенном» режиме куда сложнее.

В этой связи интересны наблюдения социолога Б. Такмена. Он подметил, что педагог, как правило, активнее задействует в опросах обучаемых с более высоким ожиданием. Эта подсознательная «дискриминация» и должна послужить для учителя ориентиром в выравнивании работы с группой.

Баланс опроса должен быть смещен в сторону тех учеников, в отношении которых уровень ожидания ниже. То есть, планка востребованности для неактивных учащихся поднимется. Эпицентр учительского внимания переместится в их сторону, что утвердит их в полноправности своей самореализации.

Конечно, выводы здесь не должны быть настолько утрированы. Ведь задача с повышением планки ожидания для отдельных учеников не является окончательной. Остается еще потребность в стимулировании самоотдачи получившего «порцию» внимания ученика.

Вовлечение его в проект ожидания еще не является панацеей для становления его активной самостоятельности. В этом остается уповать как на индивидуальные качества учащегося, так и на интуицию педагога.

Потенциал рефлексии

Проблематика самоорганизации, умения формировать у себя рефлексивные навыки выходит на передний план изучения личностной реализации. Например, автор развивающих методик в обучении Д. Эльконина, видит в решении таких вопросов широчайшее педагогическое поприще. Она считает, что следует организовывать учебный процесс более универсально.

Чтобы все его стороны и стадии работали на развитие интеллекта ребенка. То есть, структура обучения должна содержать элементы, которые обеспечат самостоятельное познание. Создадут почву для принятия учащимися значимых решений на каждом этапе получения знаний.

Полезная рефлексия учащегося заключается не только в самодисциплине. Он должен быть поощряем в контроле своего развития именно организацией процесса обучения. Когда познавательный цикл ориентируется на возможность получать учащимися адекватное представление о своей в нем деятельности. Это достигается интерактивными групповыми приемами: диспутом, перекрестным диалогом, аргументированием, полилогом, взаимными комментариями.

Необходимость такой активности в том, что самопознание выходит из замкнутых индивидуальными представлениями переделов. Оно подкрепляется мнениями, тенденциями, внешними характеристиками. А это уже действительно серьезный шаг в самооценке для вырабатывания навыков социализации. И речь здесь идет не о преодолении многих сомнений, свойственных всем нормально развивающимся детям.

Оценивая себя, утверждаешься во многом

Привычное отношение к возможности развиваться среди сверстников формируется, если уметь полагаться на свою индивидуальность. Учащийся приобретает способность самокритично разбираться в своем влиянии на происходящее. Он может теперь руководствоваться наработками тех качеств, которые опробованы в разностороннем общении.

Корректировка познаваемых состояний развития уже не вызывает психологического дискомфорта, связанного с недостатком продуктивного общения. И прекрасно, если при этом удается убедительно для себя самого анализировать ход событий и делать выводы. В этом случае открыта возможность достижения оптимистичных результатов и самооценка работает правильно.

Однако навыки в оценке своих достижений еще не характеризуют учащегося с позиции активного преобразователя своего личного мира. Критерием такой способности является умение самостоятельно мыслить. Поэтому качественный процесс самооценки обобщает в себе следующие условия:

  •  Разработка педагогом критериев и эталонов, по которым происходит оценивание способностей учащихся. Обязательной составляющей этого этапа является ознакомление детей со всеми элементами оценки. Аргументация ее получения должна быть максимально прозрачна;
  • Обеспечение необходимой привлекательности процесса, соответствующего психологического настроя на проведение анализа достижений;
  • Ситуационная подготовка к оцениванию. Учащимся, после ознакомления со всеми эталонами и критериями, предоставляется полная самостоятельность в сопоставлении результатов;
  • Стимулирование у учащихся самостоятельного прогнозирования последующей деятельности. Они могут составлять программы, планировать желаемые изменения в зависимости от полученных ими наработок и результатов;
  • Приучение к полной реалистичности позиций самоконтроля и самооценки. В этом помогает постоянный разбор собственных ошибок, без преодоления нельзя двигаться дальше.

Таким образом, развиваются необходимые для приобретения способности к самореализации рефлексивные навыки. Творческому подходу в этом деле способствует стимулирование самостоятельности при выборе заданий, способов их выполнения.

Умение видеть цель

Обретение навыков самоконтроля и рефлексии необходимы для следующего этапа воспитания в учащихся стремления к самореализации. Таким шагом является сознательное целеполагание. То есть саморазвитие приобретает направленность в соответствии со значимой и четко представляемой целью.

глобус

 

От этого зависит и эффективность всей последующей работы над собой. Ведь намеченная перспектива определяет круг стремлений самореализации. И чем она шире и в то же время значительнее для личности, тем качественнее будет самоорганизация. Общая перспектива, несомненно, подразумевает целый ряд рабочих целевых задач. А вот в их достижении обнаружится и увлеченность, и творческий потенциал, и приобретение умений и навыков.

Итак, освоение жизненных позиций в современном обществе требует от учащихся очень большого диапазона личных качеств. Чтобы иметь требуемую адаптивную активность, нужно научиться самостоятельно принимать верные и своевременные решения. А чтобы эти навыки давались легче, необходима заинтересованность и творческий подход. Вот в этом и заключается стимулирование развивающейся личности к самореализации.

Мое искреннее уважение всем, кто терпеливо шел вместе со мной к итоговым выводам этой трудной статьи. Дискутируйте, выражайте свою позицию в комментариях. Буду рада любому диалогу с неравнодушными читателями. До встречи на моих страницах.

С Уважением автор блога Наталия Миновская

0

Per scholae ad vitae (От школы - к жизни)

Заинтересованность человека в различных областях знаний облегчает ориентирование в социальном пространстве. Это позволяет ему не зацикливаться на преодолении поэтапных препятствий, а проявлять активность в широком диапазоне возможностей. Развитие такой позиции происходит в течение целой жизни. учение свет Но формирование стартового потенциала социально активного человека возложено, разумеется, на школу. Она и является местом, в котором человеку предстоит провести самый ответственный для него возрастной период. В это время он претерпевает наибольшие личностные изменения в жизни. Недаром говорят, что после школы открыты все дороги. Или, что выпускники получают путевку в жизнь… Учащийся должен быть вовлечен в процесс приобретения знаний полноценно и с учетом своих личностных особенностей. Если человек ведет себя как аутсайдер, участие его в учебном процессе не будет иметь результата. Он не только не приобретет знаний, но продолжит замыкаться в своей социальной нерасторопности. Поэтому педагогу нельзя не принимать во внимание очевидные «пробуксовки» учебного и воспитательного процесса на таких учениках. Если самооценка кого-то из учащихся завышена, то это тоже экстремальный вариант позиционирования себя в социуме. В этом случае гиперактивность обладающего значительным самомнением одноклассника неизбежно влияет на общую атмосферу обучения. Наносится и персональный вред социально неустойчивым, слабохарактерным ученикам. Такое явно отрицательное доминирование осложняет любые учебные мероприятия, способствует психологической напряженности. И, конечно же, сам горе-лидер оказывается, в результате, пострадавшим в неказистой борьбе за репутацию. Подобные проблемы встречаются в любой социально замкнутой группе. Подростковый коллектив, к сожалению, отличается тем, что более рефлексивен и уязвим в подобных социальных коллизиях. Важно помочь каждому учащемуся обрести правильную мотивацию, сообразуясь с его лучшими качествами. В идеале, познавательное пространство должно принадлежать каждому ученику в равной степени. Добиться такого высокопродуктивного реализма, разумеется, невозможно. Но именно такая цель должна определять самоотверженные действия педагога. Без попыток искать и находить решения в этом направлении обучение останется перешагиванием через массу пустых голов. Только высвечивание личностных проблем и слабых звеньев в коллективе обучаемых, спасет учебный процесс. Он пойдет при этом по неблагодарному пути накопления трудностей. Но проявленное индивидуальное внимание, пусть и в ущерб регламентной, формальной эффективности, будет наиболее честным действием. ура И оно должно быть вознаграждено. Учащийся с пониженной самооценкой отзовется проснувшимся в нем интересом к познанию. Неформальный лидер будет подчеркнуто «недооценен» с позиции его надменности и лицемерия. Но он получит общее для всех приглашение к полноценному участию в наработке действительно полезных знаний. Вот тогда-то дозволяется говорить о возможности самореализации для каждого подрастающего ученика. И это явно не публичное кредо, и не преследование общественных интересов. Скорее, это процесс, связанный с воспитанием в себе воли к открытию мира в сугубо личных ракурсах. Когда не столько наслаждаешься доступными сторонами бытия, а пробуешь применить себя в нем.

Активное ожидание или творческий прорыв

Самореализация зависит от активности взаимодействия с миром. Она задействует многие инструменты психологического развития. Такие, как подражание идеалам, моделирование сценариев достижения цели, творческая интерпретация известных успешных алгоритмов. Стремление самореализоваться возникает с возможностью раскрыть свой потенциал творческих побуждений. Условия и расположенность к этому окружающих факторов могут и не сложиться. К тому же, у каждой личности потребность в самореализации оформлена по-своему, со своими предпочтениями. Поэтому поддерживать этот праведный огонь в юных и формирующихся еще умах – задача высшего педагогического приоритета. игра на гитаре Путей ее решения предлагается много. Еще больше опробовано устоявшихся практик. Однако приверженность к соблюдению методических установок в них мало совместима с первоначальным благородным замыслом. Иногда деликатная цель искажается форсированием, применением опосредованных тривиальными способами упрощений. Вспомогательные педагогические инструменты способны помочь результативному самостоятельному развитию личности только в атмосфере мудрой доброжелательности. В психологии преподавания существует выверенная в этом отношении система, получившая известность как прием «ожидания». Имеется ввиду следующее. Педагог может занять в отношении ученика позицию заинтересованного пассивного наблюдения. В том плане, что ему как бы известен огромный внутренний потенциал подопечного. Остается только ожидать его успешных и результативных проявлений. В свою очередь это негласная благожелательность учителя заставляет учащегося мобилизоваться и поверить в свои возможности. Создаются предпосылки для качественной самооценки максимального изыскания внутренних ресурсов. Ученик, чувствуя постоянное участливое внимание педагога, стремится оправдать его ожидания. К нему приходит желание успеха, добиться которого в своем обычном, «рассредоточенном» режиме куда сложнее. В этой связи интересны наблюдения социолога Б. Такмена. Он подметил, что педагог, как правило, активнее задействует в опросах обучаемых с более высоким ожиданием. Эта подсознательная «дискриминация» и должна послужить для учителя ориентиром в выравнивании работы с группой. Баланс опроса должен быть смещен в сторону тех учеников, в отношении которых уровень ожидания ниже. То есть, планка востребованности для неактивных учащихся поднимется. Эпицентр учительского внимания переместится в их сторону, что утвердит их в полноправности своей самореализации. Конечно, выводы здесь не должны быть настолько утрированы. Ведь задача с повышением планки ожидания для отдельных учеников не является окончательной. Остается еще потребность в стимулировании самоотдачи получившего «порцию» внимания ученика. Вовлечение его в проект ожидания еще не является панацеей для становления его активной самостоятельности. В этом остается уповать как на индивидуальные качества учащегося, так и на интуицию педагога.

Потенциал рефлексии

Проблематика самоорганизации, умения формировать у себя рефлексивные навыки выходит на передний план изучения личностной реализации. Например, автор развивающих методик в обучении Д. Эльконина, видит в решении таких вопросов широчайшее педагогическое поприще. Она считает, что следует организовывать учебный процесс более универсально. Чтобы все его стороны и стадии работали на развитие интеллекта ребенка. То есть, структура обучения должна содержать элементы, которые обеспечат самостоятельное познание. Создадут почву для принятия учащимися значимых решений на каждом этапе получения знаний. Полезная рефлексия учащегося заключается не только в самодисциплине. Он должен быть поощряем в контроле своего развития именно организацией процесса обучения. Когда познавательный цикл ориентируется на возможность получать учащимися адекватное представление о своей в нем деятельности. Это достигается интерактивными групповыми приемами: диспутом, перекрестным диалогом, аргументированием, полилогом, взаимными комментариями. Необходимость такой активности в том, что самопознание выходит из замкнутых индивидуальными представлениями переделов. Оно подкрепляется мнениями, тенденциями, внешними характеристиками. А это уже действительно серьезный шаг в самооценке для вырабатывания навыков социализации. И речь здесь идет не о преодолении многих сомнений, свойственных всем нормально развивающимся детям.

Оценивая себя, утверждаешься во многом

Привычное отношение к возможности развиваться среди сверстников формируется, если уметь полагаться на свою индивидуальность. Учащийся приобретает способность самокритично разбираться в своем влиянии на происходящее. Он может теперь руководствоваться наработками тех качеств, которые опробованы в разностороннем общении. Корректировка познаваемых состояний развития уже не вызывает психологического дискомфорта, связанного с недостатком продуктивного общения. И прекрасно, если при этом удается убедительно для себя самого анализировать ход событий и делать выводы. В этом случае открыта возможность достижения оптимистичных результатов и самооценка работает правильно. Однако навыки в оценке своих достижений еще не характеризуют учащегося с позиции активного преобразователя своего личного мира. Критерием такой способности является умение самостоятельно мыслить. Поэтому качественный процесс самооценки обобщает в себе следующие условия:
  •  Разработка педагогом критериев и эталонов, по которым происходит оценивание способностей учащихся. Обязательной составляющей этого этапа является ознакомление детей со всеми элементами оценки. Аргументация ее получения должна быть максимально прозрачна;
  • Обеспечение необходимой привлекательности процесса, соответствующего психологического настроя на проведение анализа достижений;
  • Ситуационная подготовка к оцениванию. Учащимся, после ознакомления со всеми эталонами и критериями, предоставляется полная самостоятельность в сопоставлении результатов;
  • Стимулирование у учащихся самостоятельного прогнозирования последующей деятельности. Они могут составлять программы, планировать желаемые изменения в зависимости от полученных ими наработок и результатов;
  • Приучение к полной реалистичности позиций самоконтроля и самооценки. В этом помогает постоянный разбор собственных ошибок, без преодоления нельзя двигаться дальше.
Таким образом, развиваются необходимые для приобретения способности к самореализации рефлексивные навыки. Творческому подходу в этом деле способствует стимулирование самостоятельности при выборе заданий, способов их выполнения.

Умение видеть цель

Обретение навыков самоконтроля и рефлексии необходимы для следующего этапа воспитания в учащихся стремления к самореализации. Таким шагом является сознательное целеполагание. То есть саморазвитие приобретает направленность в соответствии со значимой и четко представляемой целью. глобус   От этого зависит и эффективность всей последующей работы над собой. Ведь намеченная перспектива определяет круг стремлений самореализации. И чем она шире и в то же время значительнее для личности, тем качественнее будет самоорганизация. Общая перспектива, несомненно, подразумевает целый ряд рабочих целевых задач. А вот в их достижении обнаружится и увлеченность, и творческий потенциал, и приобретение умений и навыков. Итак, освоение жизненных позиций в современном обществе требует от учащихся очень большого диапазона личных качеств. Чтобы иметь требуемую адаптивную активность, нужно научиться самостоятельно принимать верные и своевременные решения. А чтобы эти навыки давались легче, необходима заинтересованность и творческий подход. Вот в этом и заключается стимулирование развивающейся личности к самореализации. Мое искреннее уважение всем, кто терпеливо шел вместе со мной к итоговым выводам этой трудной статьи. Дискутируйте, выражайте свою позицию в комментариях. Буду рада любому диалогу с неравнодушными читателями. До встречи на моих страницах. С Уважением автор блога Наталия Миновская" data-image="https://natali-dev.ru/wp-content/uploads/bfi_thumb/uchenie-svet-1024x698-o8wygbtvhhxz71kipzkdz3s23rd4ijox7z4qxucavw.jpg" data-title="Способности к самореализации учащихся" data-url="https://natali-dev.ru/detskie-zamorochki/sposobnosti-k-samorealizacii-uchashhihsya/" >
Обратите внимание
К Чему приводит женское воспитание мальчиков

Здравствуйте, дорогие читатели блога! Сегодня у нас тема неоднозначная и...

Подпишись

Получай уведомления о новых статьях самым первым