Личное развитие
Познай себя, развивайся,будь в гармонии с собой

Мотивация Фредерика Герцберга

Наталия Миновская

Здравствуйте!
Большую часть жизни мы проводим на рабочем месте. И повезло тем, кому удалось создать себе стабильный доход и переехать в места, где душа отдыхает. Большая же часть населения привязана к графику, режиму дня, руководству, коллегам и стандартным задачам.

Теория мотивации Фредерика Герцберга – палочка выручалочка для любого руководителя, который хочет иметь в своём штате грамотных и мотивированных сотрудник и определяется с общей политикой своей компании.

Она же поможет каждому человеку осознать, какие критерии в организации для него важны и на что нужно делать упор, устраиваясь на новое место или строя план по покорению карьерного мира.

Давайте разбираться, что именно влияет на наше желание работать и зарабатывать.

Общий план

Фредерик Герцберг с коллегами-психологами разработал свою теорию в 50-х годах прошлого века. Фундаментом для неё послужили исследования на сотрудниках разных компаний.
Изучив атмосферу в коллективе, желания и чаяния персонала, Герцберг вывел формулу «идеального рабочего места». Что это?

Это не просто спокойная обстановка, отсутствие стрессов и возможность уйти домой не позже 6 часов вечера.

На то, как человек чувствует себя в компании и к чему стремится, оказывают влияние два вида факторов: гигиенические и мотивационные. О них мы и поговорим далее.

Зачем создавать атмосферу

Само название «гигиенические факторы» в чём-то напоминает историю о медицине и больницах. И в этом есть доля правды – Герцберг использовал именно этот термин, чтобы подчеркнуть важность данных компонентов в профилактике внутреннего неблагополучия сотрудников на рабочем месте.

Какие основные разновидности гигиенических факторов можно выделить:

  •  Условия труда: температура в помещении, освещённость, безопасность, график работы, наличие полисов медицинского страхования (особенно добровольного) и оплачиваемых больничных;
  •  Заработная плата, в том числе все стандартные премии и надбавки;
  •  Межличностные отношения сотрудников внутри коллектива: наличие склок, конфликтов, сплетен, групповая сплочённость, коллективная идейность, — в целом, вся корпоративная культура в компании;
  • Административная поддержка внутри организации, в том числе уверенность людей в том, что они находятся под защитой и ценны для руководства;
  •  Влияние деятельности на личную жизнь, наличие свободного времени, возможность посетить мероприятия, препятствующие наступлению эмоционального выгорания.

Все эти факторы создают благоприятные условия труда, как физические, так и психологические. Их задача – удержать сотрудника на рабочем месте, сделать компанию привлекательной для него, чтобы не возникало желания найти место «потеплее». Они сказываются на том, доволен ли сотрудник своим имеющимся положением.

При их отсутствии часто можно видеть постоянную текучку кадров, гнетущую атмосферу в коллективе. Другими словами, атмосферу, в которой совершенно не хочется оставаться надолго.

Зачем мотивировать

Мотивационные факторы – важная надстройка над гигиеническими. Потому что они стимулируют сотрудников «прыгать выше головы» — лучше работать, достигать больших успехов, браться за новые задачи, генерировать нестандартные и прорывные идеи. В целом, они создают более вдохновляющую и подбадривающую атмосферу, которая способствуют получению крупных результатов.

Что относится к мотивирующим факторам:

  •  Возможность достигнуть успеха и получить желаемый результат (что не менее важно – присвоить себе его и почувствовать свой неповторимый вклад в развитие дела);
  •  Наличие интересных и разнообразных задач (лучший способ борьбы со скукой и рутиной – подогревание куража, испытания, где сотрудникам необходимо проявить свои самые лучшие качества, умения и навыки);
  •  Признание и одобрение со стороны руководства (авторитарность и запугивание, к сожалению, не работают в долгосрочной перспективе);
  • Доступ к профессиональному росту и продвижении своей карьеры (это и посещение курсов повышения квалификации, и уверенность, что успехи будут замечены и не пройдут бесследно для положения на рабочем месте);
  •  Ответственность за свою часть рабочих процессов (важен баланс между полной загруженностью и отсутствием какой-либо возможности держать ответ за свои действия).

Все эти факторы относятся скорее к смыслу деятельности, нежели к атмосфере. Они дают человеку шанс подняться чуть выше себя в прошлом, самосовершенствоваться, открыть новые горизонты (причём не только в своей карьере, но и в траектории развития организации). Они делают доступными пути роста и новые возможности. Самая сильная мотивация в корпорациях базируется именно на использовании группы мотивационных факторов.

Как вы уже успели заметить, зарплата не входит в мотивацию. Потому что к получению определённой суммы денег и премии в одно и то же время человек быстро привыкает. Скорее, она делает рабочее место привлекательным, но работать лучше не стимулирует.

Формула для руководителей

Самые сильные компании на мировом рынке в своей корпоративной культуре включают обе разновидности факторов: и гигиенические, и мотивационные.

Благодаря этому у сотрудников появляется большая удовлетворённость деятельностью и приверженность (читай –преданность) своему рабочему месту. Параллельно с этим создаётся пространство для роста и развития, здоровая конкуренция и атмосфера уважения, что крайне позитивно влияет на рост прибыли всего предприятия.

Руководителям фирм следует помнить, что гигиенические факторы являются обязательным условиям стабильности компании. Без них ни одна мотивация не сможет выстрелить.
При этом мотивационная сторона вопроса не является столь уж существенной, но её использование может ощутимо повысить вес организации и её прибыль за счёт активного привлечения сотрудников и повышения качества их деятельности во имя процветания всего бизнеса.

Указанные виды факторов могут помочь в построении политики компании, налаживании корпоративной этики и дружелюбной атмосферы в коллективе, создании системы подбадриваний и поощрений, формировании списка задач и амбициозных целей, в лучшем понимании психологии каждого сотрудника и методов управления процессами внутри предприятия.

Что система даёт обычному человеку

Несмотря на то, что двухфакторная теория мотивации создана в большей степени в помощь руководителям, сотрудники тоже могут подчерпнуть из неё важные знания. К примеру, что для вас является приоритетным в выборе рабочего места? Что создаст ощущение безопасности и сопричастности общему делу? Какие именно факторы станут отправными для повышения мотивации и улучшении качества работы? На что вы ни при каких условиях не готовы закрывать глаза?

Попробуйте вывести свою личную формулу успеха и идеального рабочего места. Тогда поиск подходящих условий для самореализации станет в разы проще и эффективнее.

Надеюсь, материал оказался для вас полезным. Расскажите в комментариях про ваши собственные представления об идеальном рабочем месте. Быть может, работодатель (настоящий или будущий) сможет вас услышать!

Если среди ваших друзей есть руководители и первые лица организаций, обязательно покажите им статью. Она раскроет те стороны мотивации, что обычно ускользают от внимания.
И подписывайтесь на мой блог! Список моих интересов огромен, поэтому вам никогда не придётся скучать.
До новых встреч!

С Уважением автор блога Наталия Миновская

0
Она же поможет каждому человеку осознать, какие критерии в организации для него важны и на что нужно делать упор, устраиваясь на новое место или строя план по покорению карьерного мира. Давайте разбираться, что именно влияет на наше желание работать и зарабатывать.

Общий план

Фредерик Герцберг с коллегами-психологами разработал свою теорию в 50-х годах прошлого века. Фундаментом для неё послужили исследования на сотрудниках разных компаний. Изучив атмосферу в коллективе, желания и чаяния персонала, Герцберг вывел формулу «идеального рабочего места». Что это? Это не просто спокойная обстановка, отсутствие стрессов и возможность уйти домой не позже 6 часов вечера. На то, как человек чувствует себя в компании и к чему стремится, оказывают влияние два вида факторов: гигиенические и мотивационные. О них мы и поговорим далее.

Зачем создавать атмосферу

Само название «гигиенические факторы» в чём-то напоминает историю о медицине и больницах. И в этом есть доля правды – Герцберг использовал именно этот термин, чтобы подчеркнуть важность данных компонентов в профилактике внутреннего неблагополучия сотрудников на рабочем месте. Какие основные разновидности гигиенических факторов можно выделить:
  •  Условия труда: температура в помещении, освещённость, безопасность, график работы, наличие полисов медицинского страхования (особенно добровольного) и оплачиваемых больничных;
  •  Заработная плата, в том числе все стандартные премии и надбавки;
  •  Межличностные отношения сотрудников внутри коллектива: наличие склок, конфликтов, сплетен, групповая сплочённость, коллективная идейность, - в целом, вся корпоративная культура в компании;
  • Административная поддержка внутри организации, в том числе уверенность людей в том, что они находятся под защитой и ценны для руководства;
  •  Влияние деятельности на личную жизнь, наличие свободного времени, возможность посетить мероприятия, препятствующие наступлению эмоционального выгорания.
Все эти факторы создают благоприятные условия труда, как физические, так и психологические. Их задача – удержать сотрудника на рабочем месте, сделать компанию привлекательной для него, чтобы не возникало желания найти место «потеплее». Они сказываются на том, доволен ли сотрудник своим имеющимся положением. При их отсутствии часто можно видеть постоянную текучку кадров, гнетущую атмосферу в коллективе. Другими словами, атмосферу, в которой совершенно не хочется оставаться надолго.

Зачем мотивировать

Мотивационные факторы – важная надстройка над гигиеническими. Потому что они стимулируют сотрудников «прыгать выше головы» - лучше работать, достигать больших успехов, браться за новые задачи, генерировать нестандартные и прорывные идеи. В целом, они создают более вдохновляющую и подбадривающую атмосферу, которая способствуют получению крупных результатов. Что относится к мотивирующим факторам:
  •  Возможность достигнуть успеха и получить желаемый результат (что не менее важно – присвоить себе его и почувствовать свой неповторимый вклад в развитие дела);
  •  Наличие интересных и разнообразных задач (лучший способ борьбы со скукой и рутиной – подогревание куража, испытания, где сотрудникам необходимо проявить свои самые лучшие качества, умения и навыки);
  •  Признание и одобрение со стороны руководства (авторитарность и запугивание, к сожалению, не работают в долгосрочной перспективе);
  • Доступ к профессиональному росту и продвижении своей карьеры (это и посещение курсов повышения квалификации, и уверенность, что успехи будут замечены и не пройдут бесследно для положения на рабочем месте);
  •  Ответственность за свою часть рабочих процессов (важен баланс между полной загруженностью и отсутствием какой-либо возможности держать ответ за свои действия).
Все эти факторы относятся скорее к смыслу деятельности, нежели к атмосфере. Они дают человеку шанс подняться чуть выше себя в прошлом, самосовершенствоваться, открыть новые горизонты (причём не только в своей карьере, но и в траектории развития организации). Они делают доступными пути роста и новые возможности. Самая сильная мотивация в корпорациях базируется именно на использовании группы мотивационных факторов. Как вы уже успели заметить, зарплата не входит в мотивацию. Потому что к получению определённой суммы денег и премии в одно и то же время человек быстро привыкает. Скорее, она делает рабочее место привлекательным, но работать лучше не стимулирует.

Формула для руководителей

Самые сильные компании на мировом рынке в своей корпоративной культуре включают обе разновидности факторов: и гигиенические, и мотивационные. Благодаря этому у сотрудников появляется большая удовлетворённость деятельностью и приверженность (читай –преданность) своему рабочему месту. Параллельно с этим создаётся пространство для роста и развития, здоровая конкуренция и атмосфера уважения, что крайне позитивно влияет на рост прибыли всего предприятия. Руководителям фирм следует помнить, что гигиенические факторы являются обязательным условиям стабильности компании. Без них ни одна мотивация не сможет выстрелить. При этом мотивационная сторона вопроса не является столь уж существенной, но её использование может ощутимо повысить вес организации и её прибыль за счёт активного привлечения сотрудников и повышения качества их деятельности во имя процветания всего бизнеса. Указанные виды факторов могут помочь в построении политики компании, налаживании корпоративной этики и дружелюбной атмосферы в коллективе, создании системы подбадриваний и поощрений, формировании списка задач и амбициозных целей, в лучшем понимании психологии каждого сотрудника и методов управления процессами внутри предприятия.

Что система даёт обычному человеку

Несмотря на то, что двухфакторная теория мотивации создана в большей степени в помощь руководителям, сотрудники тоже могут подчерпнуть из неё важные знания. К примеру, что для вас является приоритетным в выборе рабочего места? Что создаст ощущение безопасности и сопричастности общему делу? Какие именно факторы станут отправными для повышения мотивации и улучшении качества работы? На что вы ни при каких условиях не готовы закрывать глаза? Попробуйте вывести свою личную формулу успеха и идеального рабочего места. Тогда поиск подходящих условий для самореализации станет в разы проще и эффективнее. Надеюсь, материал оказался для вас полезным. Расскажите в комментариях про ваши собственные представления об идеальном рабочем месте. Быть может, работодатель (настоящий или будущий) сможет вас услышать! Если среди ваших друзей есть руководители и первые лица организаций, обязательно покажите им статью. Она раскроет те стороны мотивации, что обычно ускользают от внимания. И подписывайтесь на мой блог! Список моих интересов огромен, поэтому вам никогда не придётся скучать. До новых встреч! С Уважением автор блога Наталия Миновская" data-image="https://natali-dev.ru/wp-content/uploads/bfi_thumb/dobitsya-celi-1024x683-ol0iknrzjkfsv6kzoy20ky7a11xy3ud0a0hgbhsnnw.png" data-title="Мотивация Фредерика Герцберга" data-url="https://natali-dev.ru/lichnoe-razvitie/motivaciya-frederika-gercberga/" >
Обратите внимание
Равнодушие к близким людям

Здравствуйте! Равнодушие – это больно. Оно бьёт непризнанием, отвержением, непринятием...

Подпишись

Получай уведомления о новых статьях самым первым