Личное развитие
Познай себя, развивайся,будь в гармонии с собой

Почему мы боимся много зарабатывать

Наталия Миновская

И снова здравствуйте!

Друзья мои, сегодня я хочу вовлечь вас в необычную и весьма доверительную беседу. Скажите, не правда ли, трудно поверить, чтобы кто-то добровольно отказывался от нормального достатка? То есть возможности быть материально независимым, обеспечивать себя и свою семью. Что может заставить человека думать как-то иначе? Почему мы боимся много зарабатывать?

Ответы на эти вопросы не лежат на поверхности. Они сложны даже для психологов-экспертов.

Большие деньги вызывают страх. Откуда это чувство?

Дело в том, что стремление к достатку подразумевает необходимость определиться со своим отношением к деньгам. Ведь не бесплатно же нам предлагается почувствовать радость состоятельной жизни. В этом-то и кроется подвох всей проблемы. Благополучия хочется всем, но путь к нему обязательно лежит через прикосновение к большим деньгам.

Воспитание отношения к ним складывается многими поколениями. Это, по сути, общенациональное, государственное дело. В нем задействованы идеология, уклад, менталитет, культура, философия, религия… всего не перечислишь.

Считается, что деньги дискредитировали себя в течение всей истории цивилизации. Они стали атрибутом страстей, порока, стяжательства, власти. Однако, на самом деле деньги – всего лишь инструмент экономических изысканий и сложных правил товарообмена.

Опять же, кто как не сам человек придумал столько условностей их применения. И при этом, не в силах устоять перед искушениями, обманом, махинациями, он переложил всю вину на сами деньги. Которые всего лишь бездушно отражают человеческие слабости, изъяны нравственности и несовершенство общественного развития.

Социализм попытался перевоспитать человека в его отношении к материальным ценностям. Но сама система особенностей воспитания не выдержала всех пертурбаций на этом пути. Как моральных, так и экономических. В результате несколько поколений оказались неприкаянными и, по сути, обманутыми этой системой.

Проникнутые так и не подкрепленной ничем моралью беспристрастного отношения к деньгам, они оказались не нужны новой истории. Забыв про нравственные устои, люди принялись наскоро постигать худший из вариантов рыночных отношений. В котором выбор в пользу денег делается всегда и во всем.

Сейчас трудно убедить молодежь, что финансовый успех, служебный рост могут быть не главными в жизни. Теперь это аксиомы нормального уровня потребительского существования. Только вот деньги все еще несут на себе клеймо той бездушной корысти, которая обеспечила его достижение.

В желании иметь выгоду в деньгах, мы будто невольно декларируем свое равнодушие к остальным, общечеловеческим проблемам. И это чувство навязчивой вины по-прежнему сидит во многих из нас.

Деньги – напасть или благо?

Хотение денег – это не только некое тайное желание души, которое хочется скрыть от мнения окружающих. Вся беда в том, что сам механизм обретения большего достатка подразумевает обязательное изменение взаимоотношений. С коллегами, друзьями, знакомыми. Чтобы шагнуть вперед в карьерном росте, непременно потребуется обойти кого-то в его амбициях, перешагнуть через дружбу и т.д.

Это каверзное сопровождение на пути к деньгам является своеобразным испытанием нашего отношения к ценностям жизни. Либо мы выбираем линию завзятого цинизма – мол, пусть нас уважают за волю и деловые качества. Либо в нас превалирует более совестливое отношение к ближнему.

В первом случае мы словно «переходим Рубикон» на стезе эгоистичного прагматизма. Во втором, мы можем остаться в непопулярном статусе благодушных и скромных, но не завидных середнячков.

Как видим, в обеих ситуации неприятная подоплека складывается все из-за тех же денег. Но в первой из них требуется проявить вызывающую инициативность, сломать свои убеждения, преодолеть нравственные нормы. А во второй мы претерпеваем свое положение вынужденно, принимая его как обывательские издержки.

Главный же страх перед изменениями в жизни у человека возникает именно тогда, когда требуются личные действия. Когда обстоятельства вышибают нас из уравновешенной зоны комфорта.

Можно ли отвыкнуть от лучшего?

Существует еще один любопытный аспект «денежной» психологии. По закону прогрессии расточительства, человек, достигающий определенного уровня достатка, не склонен возвращаться к прежней экономии.

То есть, живя по средствам, мы привыкаем к определенному набору приобретаемых продуктов и товаров. Вещи за пределами ценового диапазона, в котором мы производим свои обычные покупки, считаются роскошью.

Но представим, что мы вдруг начали получать большие премиальные. Мы идем в магазин и начинаем смотреть на цены уже по-другому. Начав покупать то, что хочется, мы формируем у себя несколько завышенный спрос.

Имея такие возможности, покупать что-то обычное, как раньше, уже совершенно не хочется. Но вот премиальные заканчиваются и теперь, приходя в магазин, мы испытываем состояние близкое к стрессу. К хорошему, как говорят, привыкаешь быстро. А вот перестроиться на прежний формат экономии бывает сложновато.

Есть известное народное экономическое правило: чем больше денег, тем быстрее они уходят. Экономить умеют только нуждающиеся. «Промотать», «спустить», «протранжирить» — подобных эпитетов в отношении шальных, образовавшихся по случаю денег напридумано множество. В отличие от синонимов к слову «сберечь».

О чем это говорит? Да все о том, что большие деньги воспринимаются больше как нетипичное, ненормальное, неправедное достояние. И от него тянет побыстрее избавиться, как от некого отягощения души.

Вперед, к полной победе капиталистического труда, бывшие товарищи?

Можно ли вообще вести разговор о нормальном планировании вложений и распределений непомерных финансовых ресурсов? Для большинства здравомыслящих людей это представляется диковатой, изощренной моралью. Либо абстрактной заумью неких новоявленных воротил-суперменов. Или шиком циничных толстосумов, пожертвовавшим на заклание «золотому тельцу» свой разум и совесть.

Культура разумного, адекватного отношения к достатку пока еще у нас не очень-то распространена. Ведь мы не имеем таких слоев населения, которые могли бы считаться чем-то вроде зажиточной аристократии.

Высокий жизненный уровень пока еще находится в принципиальном отмежевании от общенародного. Элита принципиально демонстрирует строгие рамки своего социума, настаивая на свойственной ей эксклюзивной покупательной способности.

Мы находимся еще в самом начале «окультуривания» капиталистических правил. Где-то на уровне «золотой лихорадки» в североамериканской истории. Ведь в развитых странах наращивание капитала автоматически подразумевает задействование инструментов благотворительности.

Россия пока предпочитает оставаться в хвосте мирового рейтинга ориентирования капитала в этом направлении (124-я позиция из 145). Так что приверженность Билла Гейтса к заштопанным сорочкам для нас не более чем издевательство или фиглярство. А в его маниакальной склонности к филантропии мы, судя по себе, видим сплошное позерство и надувательство.

Понятно, что период накопления капитала – это историческое распутье. Оголтелое безвременье, в котором еще слишком мало участвуют моральные принципы. Чтобы понимать перипетии этой борьбы без правил, нужно устранять простодушие и привыкать к нелицеприятным убеждениям.

Такое положение вещей настораживает и отвращает многих, кто привык относиться к жизни без «буржуазных» ухищрений. Традиционная широта русской души не приемлет мелочных ужимок и вывертов ради целенаправленного достижения большого богатства. Поэтому мы и не против больших денег, но всегда побаиваемся быть втянутыми в «чертовщину» коммерческих хитросплетений.

Все не так страшно, если по-честному

Новые поколения вырастают уже более примиренными с процессом изыскания способов обретения материального превосходства. Это может восприниматься почти на уровне спортивной соревновательности. Родители каждого ребенка сегодня готовы на все, лишь бы он «рванул со старта» не хуже других. Если раньше боролись за некое светлое будущее для всех, то сегодня настрой совершенно иной.

«Лишь бы моему повезло, только бы он преуспел». А как иначе, если современная жизнь не жалует слабых? Мы ревностно оцениваем возможности своих детей в гонке за счастьем. Но зная, что денежные ресурсы на этом пути играют гораздо большую роль, чем раньше, испытываем оторопь. Иногда, если есть еще силы бросать вызов судьбе, она перерастает в азарт, но чаще – вызывает злость.

Деньги могут представляться даже неким всепожирающим и безжалостным монстром. Отсутствие и намека милосердия с их стороны делает наш страх весьма навязчивым и веским. А если нам и сподобится выправить свое финансовое положение, то страх его ухудшить может стать даже еще большим.

Психология борьбы с состоянием «денежного страха» представляет широкое поприще для внедрения разносортных методик. Порой они выглядят вполне оправданными. Но зачастую – это игры разума шарлатанов.

«Испытываете моральное неудобство при мысли о большом заработке? Пустяки – мы исправим дело всего за четыре сеанса! Начнем с того, что образ врага сидит у вас в подкорке. Нужно сделать деньги своим добрым другом. Возьмите купюру и улыбайтесь ей…». Подобной чепухой нас «накормят» на многих курсах псевдо-психоаналитиков. Как раз таки, надежно избавившихся от всяческих страхов перед заработком любого размера.

Если вы действительно чувствуете необходимость в психологической помощи, следуйте голосу разума и совести. И руководствуйтесь чистосердечными помыслами, а не соблазном достичь хитрых навыков не менее лукавым способом.

Будьте бдительны и счастливы. И не стоит бояться денег. В стремлении хорошо заработать, страшным бывает лишь отсутствие нравственности. До новых встреч, друзья. Подписывайтесь, пишите мне – так проще узнать, какие темы вас волнуют.

С уважением автор блога Наталия Миновская

0
Ответы на эти вопросы не лежат на поверхности. Они сложны даже для психологов-экспертов.

Большие деньги вызывают страх. Откуда это чувство?

Дело в том, что стремление к достатку подразумевает необходимость определиться со своим отношением к деньгам. Ведь не бесплатно же нам предлагается почувствовать радость состоятельной жизни. В этом-то и кроется подвох всей проблемы. Благополучия хочется всем, но путь к нему обязательно лежит через прикосновение к большим деньгам. Воспитание отношения к ним складывается многими поколениями. Это, по сути, общенациональное, государственное дело. В нем задействованы идеология, уклад, менталитет, культура, философия, религия… всего не перечислишь. Считается, что деньги дискредитировали себя в течение всей истории цивилизации. Они стали атрибутом страстей, порока, стяжательства, власти. Однако, на самом деле деньги – всего лишь инструмент экономических изысканий и сложных правил товарообмена. Опять же, кто как не сам человек придумал столько условностей их применения. И при этом, не в силах устоять перед искушениями, обманом, махинациями, он переложил всю вину на сами деньги. Которые всего лишь бездушно отражают человеческие слабости, изъяны нравственности и несовершенство общественного развития. Социализм попытался перевоспитать человека в его отношении к материальным ценностям. Но сама система особенностей воспитания не выдержала всех пертурбаций на этом пути. Как моральных, так и экономических. В результате несколько поколений оказались неприкаянными и, по сути, обманутыми этой системой. Проникнутые так и не подкрепленной ничем моралью беспристрастного отношения к деньгам, они оказались не нужны новой истории. Забыв про нравственные устои, люди принялись наскоро постигать худший из вариантов рыночных отношений. В котором выбор в пользу денег делается всегда и во всем. Сейчас трудно убедить молодежь, что финансовый успех, служебный рост могут быть не главными в жизни. Теперь это аксиомы нормального уровня потребительского существования. Только вот деньги все еще несут на себе клеймо той бездушной корысти, которая обеспечила его достижение. В желании иметь выгоду в деньгах, мы будто невольно декларируем свое равнодушие к остальным, общечеловеческим проблемам. И это чувство навязчивой вины по-прежнему сидит во многих из нас.

Деньги – напасть или благо?

Хотение денег – это не только некое тайное желание души, которое хочется скрыть от мнения окружающих. Вся беда в том, что сам механизм обретения большего достатка подразумевает обязательное изменение взаимоотношений. С коллегами, друзьями, знакомыми. Чтобы шагнуть вперед в карьерном росте, непременно потребуется обойти кого-то в его амбициях, перешагнуть через дружбу и т.д. Это каверзное сопровождение на пути к деньгам является своеобразным испытанием нашего отношения к ценностям жизни. Либо мы выбираем линию завзятого цинизма – мол, пусть нас уважают за волю и деловые качества. Либо в нас превалирует более совестливое отношение к ближнему. В первом случае мы словно «переходим Рубикон» на стезе эгоистичного прагматизма. Во втором, мы можем остаться в непопулярном статусе благодушных и скромных, но не завидных середнячков. Как видим, в обеих ситуации неприятная подоплека складывается все из-за тех же денег. Но в первой из них требуется проявить вызывающую инициативность, сломать свои убеждения, преодолеть нравственные нормы. А во второй мы претерпеваем свое положение вынужденно, принимая его как обывательские издержки. Главный же страх перед изменениями в жизни у человека возникает именно тогда, когда требуются личные действия. Когда обстоятельства вышибают нас из уравновешенной зоны комфорта.

Можно ли отвыкнуть от лучшего?

Существует еще один любопытный аспект «денежной» психологии. По закону прогрессии расточительства, человек, достигающий определенного уровня достатка, не склонен возвращаться к прежней экономии. То есть, живя по средствам, мы привыкаем к определенному набору приобретаемых продуктов и товаров. Вещи за пределами ценового диапазона, в котором мы производим свои обычные покупки, считаются роскошью. Но представим, что мы вдруг начали получать большие премиальные. Мы идем в магазин и начинаем смотреть на цены уже по-другому. Начав покупать то, что хочется, мы формируем у себя несколько завышенный спрос. Имея такие возможности, покупать что-то обычное, как раньше, уже совершенно не хочется. Но вот премиальные заканчиваются и теперь, приходя в магазин, мы испытываем состояние близкое к стрессу. К хорошему, как говорят, привыкаешь быстро. А вот перестроиться на прежний формат экономии бывает сложновато. Есть известное народное экономическое правило: чем больше денег, тем быстрее они уходят. Экономить умеют только нуждающиеся. «Промотать», «спустить», «протранжирить» - подобных эпитетов в отношении шальных, образовавшихся по случаю денег напридумано множество. В отличие от синонимов к слову «сберечь». О чем это говорит? Да все о том, что большие деньги воспринимаются больше как нетипичное, ненормальное, неправедное достояние. И от него тянет побыстрее избавиться, как от некого отягощения души.

Вперед, к полной победе капиталистического труда, бывшие товарищи?

Можно ли вообще вести разговор о нормальном планировании вложений и распределений непомерных финансовых ресурсов? Для большинства здравомыслящих людей это представляется диковатой, изощренной моралью. Либо абстрактной заумью неких новоявленных воротил-суперменов. Или шиком циничных толстосумов, пожертвовавшим на заклание «золотому тельцу» свой разум и совесть. Культура разумного, адекватного отношения к достатку пока еще у нас не очень-то распространена. Ведь мы не имеем таких слоев населения, которые могли бы считаться чем-то вроде зажиточной аристократии. Высокий жизненный уровень пока еще находится в принципиальном отмежевании от общенародного. Элита принципиально демонстрирует строгие рамки своего социума, настаивая на свойственной ей эксклюзивной покупательной способности. Мы находимся еще в самом начале «окультуривания» капиталистических правил. Где-то на уровне «золотой лихорадки» в североамериканской истории. Ведь в развитых странах наращивание капитала автоматически подразумевает задействование инструментов благотворительности. Россия пока предпочитает оставаться в хвосте мирового рейтинга ориентирования капитала в этом направлении (124-я позиция из 145). Так что приверженность Билла Гейтса к заштопанным сорочкам для нас не более чем издевательство или фиглярство. А в его маниакальной склонности к филантропии мы, судя по себе, видим сплошное позерство и надувательство. Понятно, что период накопления капитала – это историческое распутье. Оголтелое безвременье, в котором еще слишком мало участвуют моральные принципы. Чтобы понимать перипетии этой борьбы без правил, нужно устранять простодушие и привыкать к нелицеприятным убеждениям. Такое положение вещей настораживает и отвращает многих, кто привык относиться к жизни без «буржуазных» ухищрений. Традиционная широта русской души не приемлет мелочных ужимок и вывертов ради целенаправленного достижения большого богатства. Поэтому мы и не против больших денег, но всегда побаиваемся быть втянутыми в «чертовщину» коммерческих хитросплетений.

Все не так страшно, если по-честному

Новые поколения вырастают уже более примиренными с процессом изыскания способов обретения материального превосходства. Это может восприниматься почти на уровне спортивной соревновательности. Родители каждого ребенка сегодня готовы на все, лишь бы он «рванул со старта» не хуже других. Если раньше боролись за некое светлое будущее для всех, то сегодня настрой совершенно иной. «Лишь бы моему повезло, только бы он преуспел». А как иначе, если современная жизнь не жалует слабых? Мы ревностно оцениваем возможности своих детей в гонке за счастьем. Но зная, что денежные ресурсы на этом пути играют гораздо большую роль, чем раньше, испытываем оторопь. Иногда, если есть еще силы бросать вызов судьбе, она перерастает в азарт, но чаще – вызывает злость. Деньги могут представляться даже неким всепожирающим и безжалостным монстром. Отсутствие и намека милосердия с их стороны делает наш страх весьма навязчивым и веским. А если нам и сподобится выправить свое финансовое положение, то страх его ухудшить может стать даже еще большим. Психология борьбы с состоянием «денежного страха» представляет широкое поприще для внедрения разносортных методик. Порой они выглядят вполне оправданными. Но зачастую – это игры разума шарлатанов. «Испытываете моральное неудобство при мысли о большом заработке? Пустяки – мы исправим дело всего за четыре сеанса! Начнем с того, что образ врага сидит у вас в подкорке. Нужно сделать деньги своим добрым другом. Возьмите купюру и улыбайтесь ей…». Подобной чепухой нас «накормят» на многих курсах псевдо-психоаналитиков. Как раз таки, надежно избавившихся от всяческих страхов перед заработком любого размера. Если вы действительно чувствуете необходимость в психологической помощи, следуйте голосу разума и совести. И руководствуйтесь чистосердечными помыслами, а не соблазном достичь хитрых навыков не менее лукавым способом. Будьте бдительны и счастливы. И не стоит бояться денег. В стремлении хорошо заработать, страшным бывает лишь отсутствие нравственности. До новых встреч, друзья. Подписывайтесь, пишите мне – так проще узнать, какие темы вас волнуют. С уважением автор блога Наталия Миновская" data-image="https://natali-dev.ru/wp-content/uploads/bfi_thumb/Kak-najti-horoshij-zarabotok-ogxul33rqhtxllrpwi5jvd9m5hyxdoml3gy7isoani.jpg" data-title="Почему мы боимся много зарабатывать" data-url="https://natali-dev.ru/lichnoe-razvitie/pochemu-my-boimsya-mnogo-zarabatyvat/" >
Обратите внимание
Как перестать стесняться людей

Добрый день, дорогие читатели! Должна признаться, сегодняшняя тема близка и...

Подпишись

Получай уведомления о новых статьях самым первым