Личное развитие
Познай себя, развивайся,будь в гармонии с собой

Как понять, Завышенная самооценка

Наталия Миновская

Здравствуйте Уважаемые читатели!

Для чего вообще нужна самооценка? Похоже, что вопрос в такой постановке звучит не совсем понятно. Ведь этот термин подразумевает осознание человеком своей позиции и роли в обществе себе подобных. Поэтому оценивает себя каждый непроизвольно, в силу потребностей существования. Но как понять — завышенная самооценка у человека, или нет?

Предположим, что кто-то живет отшельником и не задумывается о каких-то сложностях самоанализа. Возникнет ли у него желание оценить свои возможности и способности? Может быть и нет. Если то, что человек делает, вполне отвечает его запросам в повседневной жизни.

То есть, потребность критически оценивать себя возникает на соревновательных условиях. Кода успешные результаты сравниваются. Выявляется некий критерий качеств личности, необходимых для общепризнанного успеха в жизни.

И вот человек видит, что его способностей не хватает для того, чтобы жить не хуже других. Это начинает его угнетать. Тогда говорят о падении самооценки. Но, бывает и так, что человеку совсем не сложно участвовать в жизненном соревновании. Ему даже кажется, что он не нуждается в сравнении своих достижений. И это не значит, что у него все получается лучше. Просто, он не понимает некоторых жизненных правил.

На самом деле, психологи основательно ухватились за проблематику самооценки, разработав целый комплекс антикризисных подходов.
В отношении «перегибов» в личностном самовосприятии человека применяются такие характеристики:

  •  человека полностью устраивает собственная позиция. Наблюдается пренебрежение к иным точкам зрения;
  •  отсутствие гибкости при анализировании ситуаций, неумение варьировать в поиске возможных решений;
  •  склонность признавать правоту только за своими действиями, уверенность в своей правоте всегда;
  •  стремление переложить вину за неудачу на других в случае неблагоприятного развития событий;
  •  неумение признавать чьи-то успехи или преимущества;
  •  неутолимое желание лидировать, не считаясь с мнением окружающих. Постоянное употребление местоимения «я»;
  •  раздражительность, досада и злость на собственные ошибки и огрехи.

Нежелание извлекать из них полезные уроки. Неудачи попросту выбивают из рабочего ритма;

  •  неприемлемость критики, замечаний, советов;
  •  неумение просить прощения;
  •  закоренелость в привычках;
  •  боязнь выглядеть нерешительным, проявить слабость;
  •  неумение слушать собеседника, манера бесцеремонно перебивать;
  •  не приемлющий возражений тон в беседе, нетерпеливость и раздражительность при высказываниях других. Ведь, по мнению такого человека, он идеален во всем;
  •  открытое проявление эгоистических наклонностей. Навязывание своих желаний, настроений окружающим.

Отчего «зашкаливает» самооценка?

  1.  Недостаток родительского внимания в детстве. Ребенок, еще не понимающий причин родительского равнодушия, замыкается на своем видении мира. Он ищет выход в создании собственного мнения об окружающих. Стремится компенсировать отсутствие понимания собственным эгоцентризмом.
  2. Чрезмерная избалованность в раннем детстве. Интересы ребенка ставятся на первое место независимо от целесообразности. Малыш привыкает к вседозволенности и начинает считать себя вечно правым.
  3. Детский нарциссизм. Приятные внешние данные вызывают постоянное умиление взрослых. У ребенка складывается и постепенно закрепляется иллюзия собственной исключительности.
  4. «Медвежью» услугу могут оказать не только родители, но и учителя. Скажем, ребенок проявляет желаемые способности, чем импонирует преподавателю. Бывает, что он сам того не ожидая, «возносится» педагогом в ранг любимчика. Постепенно это укрепляет его в недосягаемом для других положении избранного. На взаимоотношениях с большинством ребят это сказывается губительно. Человек становится самоуверенным изгоем.
  5. Иногда жизнь не предоставляет ребенку реальных возможностей для проверки своих способностей. Сказывается отсутствие сравнимого окружения в общении, воспитание в социальной изолированности. Ребенок вынужден принимать свой уровень развития за максимально выраженный. Появляется синдром мнимой самодостаточности.
  6. Отсутствие явной материальной нужды. Например, при обеспеченном быте родителей ребенку доступны любые прихоти. Он не способен задаваться вопросом о приложении усилий для достижения желаемого. Это создает систему упрощенного мировосприятия, в которой ребенок довольствуется постоянным достатком. Его устраивает уровень своих возможностей, поскольку не требуется большего.

Как помочь эгоисту?

Во многом случаи повышенной самооценки сродни с противоположным вариантом психического состояния. То есть ущерб для адекватного развития сравним с недостатками при отсутствии уверенности в себе.

Человек так устроен, что для поддержания его духа и способности нормально общаться требуется доброе участие. Любой индивидуум чувствует радость жизни, когда находит искреннее понимание и поддержку со стороны окружающих.

Поэтому средствами формирования или исправления уровня самооценки всегда должны быть:

  •  создание условий для того, чтобы человек смог убедиться в необходимости изменить свои взгляды. Нужно ненавязчиво демонстрировать ему красивые примеры взаимовыручки, душевной поддержки. В этом помогают хорошего уровня фильмы, где главные герои обладают необходимыми человеческими качествами. Когда оставаясь обычными скромными людьми, они показывают силу характера, помогая ближним в силу своих возможностей;
  •  ни в коем случае нельзя упрекать человека в том, что он «зарывается». Лучший способ борьбы со спесью – спокойно и даже сочувственно воспринимать такое поведение. Игнорировать нужно только крайние проявления личной самости и эгоизма;
  • интересное наблюдение — людям с завышенным самомнением всегда свойственны внешние нелепости. Например, они любят вызывающий, броский стиль в своей одежде. Но такие персоны, как правило, не отличаются утонченным вкусом. И в их манере одеваться проскакивают очевидные для всех несуразицы.

Иногда корректный и добродушный намек на одиозность стиля может немного «растопить» самоуверенное сердце. Правда, не всегда такая попытка смягчения отношений встречается с пониманием;

  •  нужно помнить, что субъекты с высокой самооценкой – не очень хорошие друзья по своему складу. Но упрекать их в недружелюбии опасно. Это будет лишь подпитывать их эгоизм. Лучше установить приемлемый компромисс в отношениях. То есть не лезть в душу, но стараться находить общие пересечения в нейтральных темах;
  • есть еще один секрет таких людей. В глубине души они все-таки не удовлетворены собой. Подсознательная мания доминирования не дает им смириться с достигнутым эффектом от собственного поведения. Постоянное внутреннее напряжение чревато периодической стрессовой разрядкой.

Так вот, не нужно провоцировать эти срывы. Наоборот, воспринимайте «выплески эмоций» как проявление слабости «сильного» человека, который нуждается в психологической помощи;

  •  зачастую, человек сам осознает, что излишняя самоуверенность препятствует налаживанию его социальных контактов. В этом случае необходимо, чтобы у него сложилось только позитивное впечатление об альтернативном общении. То есть нужно всегда показывать, что в общении на равных – сплошные и безусловные преимущества. Ведь взаимное уважение собеседников укрепляет обоих.

Друзья, не бойтесь своих и чужих странностей! Это лишь повод для очередных преодолений в жизни, которые закаляют наш характер. Желаю вам постоянной бодрости духа. Читайте мои статьи и будьте всегда здоровы!

С Уважением автор блога Наталия Миновская

0
Предположим, что кто-то живет отшельником и не задумывается о каких-то сложностях самоанализа. Возникнет ли у него желание оценить свои возможности и способности? Может быть и нет. Если то, что человек делает, вполне отвечает его запросам в повседневной жизни. То есть, потребность критически оценивать себя возникает на соревновательных условиях. Кода успешные результаты сравниваются. Выявляется некий критерий качеств личности, необходимых для общепризнанного успеха в жизни. И вот человек видит, что его способностей не хватает для того, чтобы жить не хуже других. Это начинает его угнетать. Тогда говорят о падении самооценки. Но, бывает и так, что человеку совсем не сложно участвовать в жизненном соревновании. Ему даже кажется, что он не нуждается в сравнении своих достижений. И это не значит, что у него все получается лучше. Просто, он не понимает некоторых жизненных правил. На самом деле, психологи основательно ухватились за проблематику самооценки, разработав целый комплекс антикризисных подходов. В отношении «перегибов» в личностном самовосприятии человека применяются такие характеристики:
  •  человека полностью устраивает собственная позиция. Наблюдается пренебрежение к иным точкам зрения;
  •  отсутствие гибкости при анализировании ситуаций, неумение варьировать в поиске возможных решений;
  •  склонность признавать правоту только за своими действиями, уверенность в своей правоте всегда;
  •  стремление переложить вину за неудачу на других в случае неблагоприятного развития событий;
  •  неумение признавать чьи-то успехи или преимущества;
  •  неутолимое желание лидировать, не считаясь с мнением окружающих. Постоянное употребление местоимения «я»;
  •  раздражительность, досада и злость на собственные ошибки и огрехи.
Нежелание извлекать из них полезные уроки. Неудачи попросту выбивают из рабочего ритма;
  •  неприемлемость критики, замечаний, советов;
  •  неумение просить прощения;
  •  закоренелость в привычках;
  •  боязнь выглядеть нерешительным, проявить слабость;
  •  неумение слушать собеседника, манера бесцеремонно перебивать;
  •  не приемлющий возражений тон в беседе, нетерпеливость и раздражительность при высказываниях других. Ведь, по мнению такого человека, он идеален во всем;
  •  открытое проявление эгоистических наклонностей. Навязывание своих желаний, настроений окружающим.

Отчего «зашкаливает» самооценка?

  1.  Недостаток родительского внимания в детстве. Ребенок, еще не понимающий причин родительского равнодушия, замыкается на своем видении мира. Он ищет выход в создании собственного мнения об окружающих. Стремится компенсировать отсутствие понимания собственным эгоцентризмом.
  2. Чрезмерная избалованность в раннем детстве. Интересы ребенка ставятся на первое место независимо от целесообразности. Малыш привыкает к вседозволенности и начинает считать себя вечно правым.
  3. Детский нарциссизм. Приятные внешние данные вызывают постоянное умиление взрослых. У ребенка складывается и постепенно закрепляется иллюзия собственной исключительности.
  4. «Медвежью» услугу могут оказать не только родители, но и учителя. Скажем, ребенок проявляет желаемые способности, чем импонирует преподавателю. Бывает, что он сам того не ожидая, «возносится» педагогом в ранг любимчика. Постепенно это укрепляет его в недосягаемом для других положении избранного. На взаимоотношениях с большинством ребят это сказывается губительно. Человек становится самоуверенным изгоем.
  5. Иногда жизнь не предоставляет ребенку реальных возможностей для проверки своих способностей. Сказывается отсутствие сравнимого окружения в общении, воспитание в социальной изолированности. Ребенок вынужден принимать свой уровень развития за максимально выраженный. Появляется синдром мнимой самодостаточности.
  6. Отсутствие явной материальной нужды. Например, при обеспеченном быте родителей ребенку доступны любые прихоти. Он не способен задаваться вопросом о приложении усилий для достижения желаемого. Это создает систему упрощенного мировосприятия, в которой ребенок довольствуется постоянным достатком. Его устраивает уровень своих возможностей, поскольку не требуется большего.

Как помочь эгоисту?

Во многом случаи повышенной самооценки сродни с противоположным вариантом психического состояния. То есть ущерб для адекватного развития сравним с недостатками при отсутствии уверенности в себе. Человек так устроен, что для поддержания его духа и способности нормально общаться требуется доброе участие. Любой индивидуум чувствует радость жизни, когда находит искреннее понимание и поддержку со стороны окружающих. Поэтому средствами формирования или исправления уровня самооценки всегда должны быть:
  •  создание условий для того, чтобы человек смог убедиться в необходимости изменить свои взгляды. Нужно ненавязчиво демонстрировать ему красивые примеры взаимовыручки, душевной поддержки. В этом помогают хорошего уровня фильмы, где главные герои обладают необходимыми человеческими качествами. Когда оставаясь обычными скромными людьми, они показывают силу характера, помогая ближним в силу своих возможностей;
  •  ни в коем случае нельзя упрекать человека в том, что он «зарывается». Лучший способ борьбы со спесью – спокойно и даже сочувственно воспринимать такое поведение. Игнорировать нужно только крайние проявления личной самости и эгоизма;
  • интересное наблюдение - людям с завышенным самомнением всегда свойственны внешние нелепости. Например, они любят вызывающий, броский стиль в своей одежде. Но такие персоны, как правило, не отличаются утонченным вкусом. И в их манере одеваться проскакивают очевидные для всех несуразицы.
Иногда корректный и добродушный намек на одиозность стиля может немного «растопить» самоуверенное сердце. Правда, не всегда такая попытка смягчения отношений встречается с пониманием;
  •  нужно помнить, что субъекты с высокой самооценкой – не очень хорошие друзья по своему складу. Но упрекать их в недружелюбии опасно. Это будет лишь подпитывать их эгоизм. Лучше установить приемлемый компромисс в отношениях. То есть не лезть в душу, но стараться находить общие пересечения в нейтральных темах;
  • есть еще один секрет таких людей. В глубине души они все-таки не удовлетворены собой. Подсознательная мания доминирования не дает им смириться с достигнутым эффектом от собственного поведения. Постоянное внутреннее напряжение чревато периодической стрессовой разрядкой.
Так вот, не нужно провоцировать эти срывы. Наоборот, воспринимайте «выплески эмоций» как проявление слабости «сильного» человека, который нуждается в психологической помощи;
  •  зачастую, человек сам осознает, что излишняя самоуверенность препятствует налаживанию его социальных контактов. В этом случае необходимо, чтобы у него сложилось только позитивное впечатление об альтернативном общении. То есть нужно всегда показывать, что в общении на равных – сплошные и безусловные преимущества. Ведь взаимное уважение собеседников укрепляет обоих.
Друзья, не бойтесь своих и чужих странностей! Это лишь повод для очередных преодолений в жизни, которые закаляют наш характер. Желаю вам постоянной бодрости духа. Читайте мои статьи и будьте всегда здоровы! С Уважением автор блога Наталия Миновская" data-image="https://natali-dev.ru/wp-content/uploads/bfi_thumb/Zdravstvujte-car-1024x683-odnuc8m7gstfp12mo7l7py62iy7zomy2kcyghznv0s.jpg" data-title="Как понять, Завышенная самооценка" data-url="https://natali-dev.ru/lichnoe-razvitie/zavyshennaya-samoocenka-prichiny/" >
Обратите внимание
Как перестать стесняться людей

Добрый день, дорогие читатели! Должна признаться, сегодняшняя тема близка и...

Подпишись

Получай уведомления о новых статьях самым первым