Детские заморочки
Познай себя, развивайся,будь в гармонии с собой

Метод кубика Блума

Наталия Миновская

Доброго времени суток!

Понятие «Педагогика» зачастую воспринимается нами как конкретный профессионализм, связанный с необходимостью обучения в школе. Если же заставить себя подумать шире, то рамки педагогики в представлении несведущего обывателя сильно расплываются. И мы уже не можем толком сообразить, что же это на самом деле.

Такова поразительная необъективность наших представлений о том, как происходит содействие процессу интеллектуального развития человека. Между тем, педагогика – это, в действительности, самая настоящая наука.

Она родилась с подачи английского просветителя позднего средневековья Френсиса Бэкона. Именно он предложил не связывать с общей философией (как было до этого) систему накопленного воспитательного опыта.

Жажда открытий и общественные интересы

В последующем эта система непрестанно совершенствовалась, обрастая своими законами и экспериментальными исследованиями. Оно и понятно. Ведь прогресс развития любого общества зависит от целенаправленного участия в нем индивидов.

То есть, организм государства не может функционировать без здоровой социальной активности его членов, их упорядоченной лояльности. Вот почему педагогика не может оставаться абстрактной наукой — она является необходимым инструментом в государственном развитии.

Не стоит думать, что лишь прекраснодушные добряки Ушинский и Макаренко, наши соотечественники, определили путь развития педагогики. На этом поприще оставили след многие увлеченные исследователи западного толка.

Учения некоторых тоже признавались классическими и послужили основой для обучения и воспитания целых поколений. Таковым считается, например, доктор Бенджамин Блум, автор теории таксономии в образовании.

Одной из ключевых находок в этой теории явился метод кубика Блума. Он позиционируется как тренажер навыков критического анализа в процессе обучения. Конструкция «реквизита» очень проста. Она представляет собой обычный куб, по типу игральной кости, с подписанными гранями. Именно в этих надписях и заключается новаторская универсальность метода.

Обучение происходит по правилам, которые определяются случайно выпавшей гранью кубика. От ученика-испытуемого потребуется лишь увлекательно позаниматься в такой игровой форме. А педагогу-преподавателю предстоит контролировать игру испытуемых, тем самым управляя процессом приобретения полезных навыков.

На гранях успеха

Ознакомимся с классическим заполнением сторон кубика Блума в соответствии с базовыми установками теории таксономии:

  • Грань Назови. Это блок прямых вопросов на знание конкретных терминов, понятий, цитат и т.п. Нужно лишь дать краткий ответ, в котором не требуется объяснений или комментариев. Например: Как называется четвертая нота натурального звукоряда? Как далеко находится от Земли планета Марс? Что такое логарифм? Сколько дней в каждом из месяцев года? Какова температура кипения инертного элемента азота?

Эту совокупность вопросов можно сравнить с увлекательной викториной, в которой проверяется эрудиция, находчивость, реакция мышления. Раздел наиболее интересен для испытуемого, потому что имеет явное игровое оформление.

Ученик смело воспроизводит имеющиеся знания. Есть хороший стимул к расширению их запаса, заинтересованность в соответствующей тематике.

Для педагога блок удобен возможностью варьирования объема заданий, сужая их для проверки усвоения конкретной темы. Например, можно составить вопросы по пройденному уроку, разделу, литературному произведению.

  •  Грань Почему. Эта подборка посвящена умению логически рассуждать и выявлять причины развития событий. Для алгоритма установления истины, как и в первом блоке, необходима достаточная эрудиция. Но в этом варианте игровой ситуации ученик должен не просто привлечь имеющиеся знания. От него потребуется связать воедино причину и следствие, при этом самому вникая в особенности такой связи.

Примеры вопросов: Почему листья зеленые? Почему морскую воду нельзя пить? Почему Базарова из «Отцов и детей» критики называли нигилистом? Почему аисты улетают в Африку?

В примечаниях к вопросам можно добавлять подсказки, напоминания по теме. Например, «вспомните, что такое «хлорофилл». Или «нигилист – это тот, кто ставит под сомнение идеалы, нормы поведения, принятые в обществе».

Испытуемый не должен чувствовать дискомфорта от недостатка эрудиции, пробелов в памяти. Наоборот, он должен быть вовлечен в процесс дружественным оформлением вопросов.

  •  Грань Объясни. Это цикл творческих уточнений. Испытуемый пробует увидеть разные стороны рассматриваемой категории. Это необходимо чтобы сопоставить особенности и выявить правильную их взаимосвязь. Это способствует составлению своего видения развития событий и побуждает попытаться сделать их понятными для других.

Например: Ты уверен, что не требуется запятая перед союзом «и» в предложении? Самолет летает только при помощи крыльев, так ли это? Думаешь ли ты, что реформы Горбачева привели к развалу Советского Союза?

  • Грань Предложи. Испытуемый предлагает свой вариант применения того или иного принципа, правила. Он волен предложить какое-нибудь произвольное решение, или сформулировать идею. Но предложение должно быть направлено на разрешение определенной ситуации с использованием связанных с этим знаний.

Вот, к примеру, как следует выстраивать вопросы: Что можно предложить при необходимости построить мост? Как бы ты использовал свойство воды превращаться в пар? Что бы ты сделал на необитаемом острове прежде всего?

  • Грань Придумай. Блок содержит предложения применить свою фантазию в заданном ключе, попытаться придумать свою версию уже известных событий. При этом развиваются навыки проявления ответственности за измененный вариант.

Примером предложенных заданий могут быть такие: Что было бы, если люди научились летать? Придумай, как можно украсить школьный двор, если бы ты был садовником. Придумай сюжет для следующей серии любимого мультфильма.

  •  Грань Поделись. В этом разделе испытуемый должен постараться раскрыть другим свое отношение к чему-нибудь. От него потребуется оценить степень интереса, который он испытывает к объекту (явлению, событию) сам. И определить возможную значимость этой информации для других, увлечь их своим интересом.

Здесь не лишними будет проявление эмоций и демонстрации своего отношения. Блок учит не бояться социальной активности, умению убеждать в том, что ты считаешь правильным.

Вот как можно оформить вопросы данного блока: Поделись своими впечатлениями от посещения парка аттракционов. Что ты чувствуешь, когда слушаешь классическую музыку? Поделись своими фантазиями на тему «школа будущего», в чем бы ты хотел убедить учителей?

В чем секрет кубика Блума?

В том, что этот метод разработан на основе математической универсальности. Выбор объемной фигуры тоже не случаен. Ведь меньшей представительницей этого семейства является пирамидка, у которой на плоскостях уж очень мало места для вопросов. А «старший собрат», октаэдр, неудобно перекатывается с грани на грань.

Подбор вопросов на плоскостях кубика подчинен продуманной системе, которая охватывает основные свойства аналитического мышления. Дополняя друг друга, задания образуют самодостаточный цикл «проработки» аппарата построения умозаключений.

Главным достоинством кубика Блума является, конечно, возможность варьировать комбинации надписей. Решение о технике такого комбинирования принимается в зависимости от возраста целевой аудитории, изучаемой темы. То есть грани могут заполняться на усмотрение педагога в зависимости от задач обучения. Заодно будет виден уровень преподавательской компетентности и профессионального развития.

А с другой стороны, педагог получает огромную личную свободу в творческом подходе к организации учебного процесса. Вот какой ненавязчивый, но глубокий и объективный способ приобретения и контроля знаний предложил Бенджамин Блум.

Желаю всем интересных и познавательных открытий. По-прежнему жду всех на своих страницах. Комментируйте и предлагайте темы, делайте свои ссылки.

С Уважением автор блога Наталия Миновская

0
Такова поразительная необъективность наших представлений о том, как происходит содействие процессу интеллектуального развития человека. Между тем, педагогика – это, в действительности, самая настоящая наука. Она родилась с подачи английского просветителя позднего средневековья Френсиса Бэкона. Именно он предложил не связывать с общей философией (как было до этого) систему накопленного воспитательного опыта.

Жажда открытий и общественные интересы

В последующем эта система непрестанно совершенствовалась, обрастая своими законами и экспериментальными исследованиями. Оно и понятно. Ведь прогресс развития любого общества зависит от целенаправленного участия в нем индивидов. То есть, организм государства не может функционировать без здоровой социальной активности его членов, их упорядоченной лояльности. Вот почему педагогика не может оставаться абстрактной наукой - она является необходимым инструментом в государственном развитии. Не стоит думать, что лишь прекраснодушные добряки Ушинский и Макаренко, наши соотечественники, определили путь развития педагогики. На этом поприще оставили след многие увлеченные исследователи западного толка. Учения некоторых тоже признавались классическими и послужили основой для обучения и воспитания целых поколений. Таковым считается, например, доктор Бенджамин Блум, автор теории таксономии в образовании. Одной из ключевых находок в этой теории явился метод кубика Блума. Он позиционируется как тренажер навыков критического анализа в процессе обучения. Конструкция «реквизита» очень проста. Она представляет собой обычный куб, по типу игральной кости, с подписанными гранями. Именно в этих надписях и заключается новаторская универсальность метода. Обучение происходит по правилам, которые определяются случайно выпавшей гранью кубика. От ученика-испытуемого потребуется лишь увлекательно позаниматься в такой игровой форме. А педагогу-преподавателю предстоит контролировать игру испытуемых, тем самым управляя процессом приобретения полезных навыков.

На гранях успеха

Ознакомимся с классическим заполнением сторон кубика Блума в соответствии с базовыми установками теории таксономии:
  • Грань Назови. Это блок прямых вопросов на знание конкретных терминов, понятий, цитат и т.п. Нужно лишь дать краткий ответ, в котором не требуется объяснений или комментариев. Например: Как называется четвертая нота натурального звукоряда? Как далеко находится от Земли планета Марс? Что такое логарифм? Сколько дней в каждом из месяцев года? Какова температура кипения инертного элемента азота?
Эту совокупность вопросов можно сравнить с увлекательной викториной, в которой проверяется эрудиция, находчивость, реакция мышления. Раздел наиболее интересен для испытуемого, потому что имеет явное игровое оформление. Ученик смело воспроизводит имеющиеся знания. Есть хороший стимул к расширению их запаса, заинтересованность в соответствующей тематике. Для педагога блок удобен возможностью варьирования объема заданий, сужая их для проверки усвоения конкретной темы. Например, можно составить вопросы по пройденному уроку, разделу, литературному произведению.
  •  Грань Почему. Эта подборка посвящена умению логически рассуждать и выявлять причины развития событий. Для алгоритма установления истины, как и в первом блоке, необходима достаточная эрудиция. Но в этом варианте игровой ситуации ученик должен не просто привлечь имеющиеся знания. От него потребуется связать воедино причину и следствие, при этом самому вникая в особенности такой связи.
Примеры вопросов: Почему листья зеленые? Почему морскую воду нельзя пить? Почему Базарова из «Отцов и детей» критики называли нигилистом? Почему аисты улетают в Африку? В примечаниях к вопросам можно добавлять подсказки, напоминания по теме. Например, «вспомните, что такое «хлорофилл». Или «нигилист – это тот, кто ставит под сомнение идеалы, нормы поведения, принятые в обществе». Испытуемый не должен чувствовать дискомфорта от недостатка эрудиции, пробелов в памяти. Наоборот, он должен быть вовлечен в процесс дружественным оформлением вопросов.
  •  Грань Объясни. Это цикл творческих уточнений. Испытуемый пробует увидеть разные стороны рассматриваемой категории. Это необходимо чтобы сопоставить особенности и выявить правильную их взаимосвязь. Это способствует составлению своего видения развития событий и побуждает попытаться сделать их понятными для других.
Например: Ты уверен, что не требуется запятая перед союзом «и» в предложении? Самолет летает только при помощи крыльев, так ли это? Думаешь ли ты, что реформы Горбачева привели к развалу Советского Союза?
  • Грань Предложи. Испытуемый предлагает свой вариант применения того или иного принципа, правила. Он волен предложить какое-нибудь произвольное решение, или сформулировать идею. Но предложение должно быть направлено на разрешение определенной ситуации с использованием связанных с этим знаний.
Вот, к примеру, как следует выстраивать вопросы: Что можно предложить при необходимости построить мост? Как бы ты использовал свойство воды превращаться в пар? Что бы ты сделал на необитаемом острове прежде всего?
  • Грань Придумай. Блок содержит предложения применить свою фантазию в заданном ключе, попытаться придумать свою версию уже известных событий. При этом развиваются навыки проявления ответственности за измененный вариант.
Примером предложенных заданий могут быть такие: Что было бы, если люди научились летать? Придумай, как можно украсить школьный двор, если бы ты был садовником. Придумай сюжет для следующей серии любимого мультфильма.
  •  Грань Поделись. В этом разделе испытуемый должен постараться раскрыть другим свое отношение к чему-нибудь. От него потребуется оценить степень интереса, который он испытывает к объекту (явлению, событию) сам. И определить возможную значимость этой информации для других, увлечь их своим интересом.
Здесь не лишними будет проявление эмоций и демонстрации своего отношения. Блок учит не бояться социальной активности, умению убеждать в том, что ты считаешь правильным. Вот как можно оформить вопросы данного блока: Поделись своими впечатлениями от посещения парка аттракционов. Что ты чувствуешь, когда слушаешь классическую музыку? Поделись своими фантазиями на тему «школа будущего», в чем бы ты хотел убедить учителей?

В чем секрет кубика Блума?

В том, что этот метод разработан на основе математической универсальности. Выбор объемной фигуры тоже не случаен. Ведь меньшей представительницей этого семейства является пирамидка, у которой на плоскостях уж очень мало места для вопросов. А «старший собрат», октаэдр, неудобно перекатывается с грани на грань. Подбор вопросов на плоскостях кубика подчинен продуманной системе, которая охватывает основные свойства аналитического мышления. Дополняя друг друга, задания образуют самодостаточный цикл «проработки» аппарата построения умозаключений. Главным достоинством кубика Блума является, конечно, возможность варьировать комбинации надписей. Решение о технике такого комбинирования принимается в зависимости от возраста целевой аудитории, изучаемой темы. То есть грани могут заполняться на усмотрение педагога в зависимости от задач обучения. Заодно будет виден уровень преподавательской компетентности и профессионального развития. А с другой стороны, педагог получает огромную личную свободу в творческом подходе к организации учебного процесса. Вот какой ненавязчивый, но глубокий и объективный способ приобретения и контроля знаний предложил Бенджамин Блум. Желаю всем интересных и познавательных открытий. По-прежнему жду всех на своих страницах. Комментируйте и предлагайте темы, делайте свои ссылки. С Уважением автор блога Наталия Миновская" data-image="https://natali-dev.ru/wp-content/uploads/bfi_thumb/kubik-bluma-odndk1wuihqd0aoqp1q70evsis6g0kda5wyrf3hupe.jpg" data-title="Метод кубика Блума" data-url="https://natali-dev.ru/detskie-zamorochki/metod-kubika-bluma/" >
Обратите внимание
Виды агрессивного поведения детей

Рада приветствовать всех, кому интересны вопросы детской психологии. Любовь и...

Подпишись

Получай уведомления о новых статьях самым первым