Фобии
Познай себя, развивайся,будь в гармонии с собой

Полет на самолете: как преодолеть боязнь?

Наталия Миновская

Друзья, приветствую вас!

Удивительное дело – мой друг, замороченный бизнесмен, который в силу своих коммерческих подвижек вынужден почти через день срываться в очередной рейс и полжизни находиться в воздухе, рассказал мне, как ему однажды пришлось проехать в купе обычного поезда. Он признался мне, что так и не смог заснуть на мягком купейном диване, потому что ощутил некий иррациональный страх от движения по железной дороге. Удивительно, но этот человек, в беседе со мной, долго не мог вспомнить правильное значение слова «аэрофобия», когда я спросил его, что он думает об этой проблеме. Итак, сегодня мы поговорим о том, как побороть боязнь летать на самолетах.

В этом вопросе я сразу определюсь со своей позицией. Летаю не так часто, но с раннего детства. Самолеты люблю, но о полетах, как таковых, задумываюсь редко, поэтому буду говорить как представитель контингента авиапассажиров, не определившихся в своем отношении к полетным страхам. Давайте признаем, что методик преодоления этих страхов огромное множество. Только вот насколько они действенны? Попробуем разобраться вместе.

Аэрофобия – миф или болезнь?

Начнем с мифа. Вот вам незамысловатый пример из детской психологии. Скажем, ребенок боится коробки, стоящей в углу, потому что кто-то рассказал ему страшную историю о том, что в ней прячется злой гном. И эта боязнь может продолжаться нескончаемо долго. Но если подвести ребенка за руку к этой коробке, открыть ее и показать, что в ней ничего нет, или, по крайней мере, там находится то, что никак не напоминает ужасное и злобное существо, наш ребенок перестанет бояться подходить и заглядывать в коробку.

Ведь убедившись в отсутствии источника своих опасений, он уже не сможет ощутить свой страх в том виде, в котором до этого нагнетало его воображение.

Не трудно увидеть в таком ребенке пассажира авиарейса, который боится летать по некоему убеждению, не разобравшись толком в причинах своей фобии.

А ведь что такое полет на современном лайнере? Это захватывающая романтика странствий. Мы покрываем огромные пространства с немыслимой скоростью, имея возможность ощутить округлость земной поверхности. Мы оказываемся над облаками и видим землю с высоты, на которой уже не летают птицы. В хмурую и пасмурную погоду мы, вдруг, оказываемся там, где всегда светят солнце или звезды. Тысячи лет люди не могли и представить себе такого. В предшествующие столетия самые передовые умы прилагали немыслимые усилия для того, чтобы мы с вами могли так комфортно летать!

Человечество всегда тянуло в небо, и способы освоения воздушного океана будут постоянно совершенствоваться. Так что, не стоит останавливать прогресс, цепляясь за миф о боязни высоты.

Добро пожаловать на борт

Теперь, надеюсь, мы больше не принимаем пресловутую мифическую составляющую всерьез. Однако, дабы окончательно развеять страх перед надуманной мистикой, потребуется, видимо, дополнительная помощь.

На чем же основаны опасения людей, решивших оправиться в полет? Прежде всего, их фобии способствует «накачка» себя предубеждениями, подавить которые действительно непросто. Но способы преодоления этого, конечно, существуют.

Мне, например, помогает такой совет: заняв свое место в кресле, легонько поднимайте и опускайте колени. Это можно делать во время рулежки и до взлета. Так мы способствуем улучшению циркуляции крови, обеспечив некоторый ее отток от сердечной мышцы, которая из-за нашего волнения получает повышенную адреналиновую нагрузку.

Летим далее. Профессионалы утверждают, что самыми опасными являются посадка и первые минуты полета, то есть начало набора высоты. Тем не менее, именно эти процессы мы воспринимаем наиболее адекватно. Возможность наблюдать и визуально отслеживать происходящее – естественная функция нашей нервной системы.

А вот дезориентация наших органов равновесия в замкнутом пространстве может вызвать дискомфорт. Поэтому посматривая в окно при взлете, мы подвержены меньшей тревоге, чем, скажем, при встряхивании салона во время полета среди облаков.

Хотя мало кто будет спорить, что опасность свободного полета явно противоречит действительности. Во-первых, при скорости, с которой летит лайнер, подъемная сила, удерживающая его в воздухе, такова, что он способен около часа (только представьте себе!) продолжать полет после выключения всех двигателей. Такого планирования вполне достаточно, чтобы достичь ближайшего аэродрома. Так что ожидать сокрушительных последствий и после столь неблагополучного происшествия не приходится.

Тем более что полный отказ двигателей невозможен, даже если пытаться это сделать умышленно. Системы, обеспечивающие функционирование каждого из них, разработаны полностью автономно. Да и вообще, современный авиадвигатель является, по сути, безотказным агрегатом.

Десятки лет совершенствования технологий, как в целом, так и отдельных комплектующих, привели к почти полному исключению рисков выхода двигателей из строя. И стоимость такого изделия – более десяти миллионов долларов, а при испытаниях образец непрерывно отрабатывает сотни тысяч часов с нагрузками выше эксплуатационных.

Трястись или не трястись?

На какие еще последствия нашего решения отправиться в полет мы можем посетовать, обладая повышенной мнительностью? Конечно, на турбулентность, то есть на частую кратковременную потерю высоты – с ней, пожалуй, связаны наиболее ярко выраженные страхи. И не удивительно, что когда тебя начинает потряхивать, а то и реально подбрасывать в положении «между небом и землей», неприятная оторопь охватывает даже опытных летунов.


Однако, как мы уже говорили, болтанка докучает нам в наименее рискованной стадии полета. И доказать, что опасность ее преувеличена – проще простого.

Допустим, вы едете в городском троллейбусе. Попробуйте, опыта ради, сосредоточиться на всех подергиваниях и скрипах, которые происходят при его движении. А еще лучше, попытайтесь на некоторое время устоять на ногах, не держась за поручни. Подумайте, может ли вся эта ужасная тряска и вибрация развалить ваш троллейбус? Абсурдная мысль, не правда ли? А теперь закройте глаза и предположите, что вы находитесь не в троллейбусе, а в летящем самолете. О, ужас! Но такого не бывает в салоне лайнера даже во время самой разудалой болтанки!

Давайте признаем и тот факт, что самолет, в отличие от троллейбуса, куда более надежный аппарат. А на испытательных стендах его корпус подвергается мощнейшим сотрясениям, стократно превосходящим те, что претерпевает троллейбус на маршруте. То есть, невозможно растрясти современный самолет в полете так, чтобы от него что-либо отвалилось.

«Ну, допустим, — согласитесь вы, уже несколько успокоившись, — пусть болтанка не опасна, но ведь она неприятна уже сама по себе». Здесь трудно возразить, однако, есть рекомендуемый способ уменьшить ощущение тряски. Бронируйте места в середине салона, на уровне крыльев. Отсюда, заодно, вы сможете созерцать те самые двигатели, о надежности которых мы хорошо поговорили.

Движение – жизнь

Если вы все еще не можете заставить себя спокойно переносить нахождение в лайнере, давайте попробуем следующую радикальную меру. Она совершенно не потребует от вас усилий. Просто в полете пейте больше жидкости. Известно, что воздух в салоне более сухой, чем обычно. Так что не стесняйтесь просить стюардессу принести вам минеральной воды. Это ее работа.

Угнетающим фактором, который усугубляет «брожение» мыслей и зацикливание на воображаемом негативе, является, безусловно, вынужденное продолжительное бездействие. Но и эта неприятная сторона полета преодолевается достаточно эффективно.

Прогуливаться по самолету между рядами кресел (после набора высоты и в пределах разумного, конечно) не запрещено. Используйте эту возможность для разминки мышц ног и поднятия общего тонуса вашего организма. Пройдите вдоль всего салона в сторону туалета, пусть даже без соответствующей физиологической потребности.

Заметьте, что данная методика особенно уместна, если вы воспользовались моим советом усиленного потребления жидкости. Прогуливаясь, ненавязчиво посматривайте на других пассажиров. Их спокойное, будничное состояние укрепит вас в том, что ничего сверхъестественного не происходит и, несомненно, повлияет на ваше настроение.

Кстати, посещение авиационного туалета – тоже довольно занимательная экскурсия. Мало кто знает, что технологии, которые здесь применяются, не столь просты как кажется на первый взгляд. Для справки, устройство слива состоит из системы синхронизированных клапанов и не имеет никакого сквозного отверстия как в поезде. Ведь на такой высоте воздух сильно разряжен и внешнее давление гораздо ниже того, что в салоне.

Не забудьте про экипаж

Многие ощущают себя аэрофобами, возможно, лишь потому, что по складу характера являются людьми замкнутыми, сосредоточенными на своих переживаниях. Для этой категории пассажиров наиболее действенным методом устранения ненужных мыслей послужит напоминание о том, что есть такие профессии, как пилот или бортпроводник.

Их представители – не боги с крыльями, а люди, которые отправляются в полет вместе с нами. Ободряющим открытием, несомненно, послужит и осознание того, что для этих неунывающих людей в элегантной форме наш с вами полет является лишь одним из сотен, которые им еще предстоит совершить. И каждый раз они будут деловито и бодро выполнять функции управления, держать в голове множество инструкций и предписаний.

Так не смешно ли, робея перед одной лишь удивительной возможностью подняться в небо в качестве отдыхающего и не обремененного заботами пассажира, нагнетать в себе нелепые и неуместные страхи? Поверьте, огромное количество образованных и высококвалифицированных людей посвятили свою жизнь авиации. Они могут рассказать вам про безопасность частых перелетов намного убедительнее меня.
У таких специалистов совершенно иная, профессиональная фобия. Больше всего на свете они боятся лишиться возможности летать.

Сколько в небе дорог!

Как правило, полет – это не столь продолжительная история, чтобы предаваться скуке и унынию. Несмотря на необходимость просиживать всю дорогу, принято считать самолеты наиболее комфортабельным и оптимистичным видом транспорта. Ведь здесь почти космическая обстановка. А если сосредоточиться на всех положительных моментах – уникальных видах за бортом, ожидаемых планах по прибытию, или предвкушении желанной встречи в аэропорту, то любой полет пройдет гораздо интереснее и быстрее.

Подумайте о том, насколько вы не одиноки в небе над землей в это время. Каждую секунду в воздухе находятся многие сотни самолетов, а количество пассажиров в них превышает население большого города! При этом потеря контроля над любым из летящих лайнеров, по сути, исключена в силу развития техники слежения.

Вспомните, что авиаперелеты по-прежнему считаются наиболее безопасным из всех способов перемещения людей посредством транспорта. Кстати, здесь не только сухая статистика. Я имею в виду подход к обеспечению безопасности. В пассажирской авиации применяется принцип «кросс-чек», что означает гарантированное прохождение всех моментов полета, когда требуется надежность. Происходящее обеспечивается дублированием другим человеком или автоматом. Например, даже за стюардессами во время закрытия дверей после захода всех пассажиров, следит один из членов экипажа, чтобы вовремя оказать необходимую помощь. И так предусмотрено для любого действия, или события в зоне профессионального ведения. Это вопрос технологической схемы, разработанной с учетом обширнейшей мировой практики.

И еще. Опыт современной авиации насчитывает уже более ста лет неудержимого стремления человека в небо, освоения все более новых способов воздушных перемещений. Каждый полет – это очередной вклад в универсальную и емкую базу знаний цивилизации. Поэтому, садясь в самолет сейчас, стоит учесть, что вы собираетесь путешествовать в несравнимо более совершенных условиях, чем десятки миллионов людей до вас. Так что, только приятного полета!

С уважением автор блога Наталия Миновская

0
В этом вопросе я сразу определюсь со своей позицией. Летаю не так часто, но с раннего детства. Самолеты люблю, но о полетах, как таковых, задумываюсь редко, поэтому буду говорить как представитель контингента авиапассажиров, не определившихся в своем отношении к полетным страхам. Давайте признаем, что методик преодоления этих страхов огромное множество. Только вот насколько они действенны? Попробуем разобраться вместе.

Аэрофобия – миф или болезнь?

Начнем с мифа. Вот вам незамысловатый пример из детской психологии. Скажем, ребенок боится коробки, стоящей в углу, потому что кто-то рассказал ему страшную историю о том, что в ней прячется злой гном. И эта боязнь может продолжаться нескончаемо долго. Но если подвести ребенка за руку к этой коробке, открыть ее и показать, что в ней ничего нет, или, по крайней мере, там находится то, что никак не напоминает ужасное и злобное существо, наш ребенок перестанет бояться подходить и заглядывать в коробку. Ведь убедившись в отсутствии источника своих опасений, он уже не сможет ощутить свой страх в том виде, в котором до этого нагнетало его воображение. Не трудно увидеть в таком ребенке пассажира авиарейса, который боится летать по некоему убеждению, не разобравшись толком в причинах своей фобии. А ведь что такое полет на современном лайнере? Это захватывающая романтика странствий. Мы покрываем огромные пространства с немыслимой скоростью, имея возможность ощутить округлость земной поверхности. Мы оказываемся над облаками и видим землю с высоты, на которой уже не летают птицы. В хмурую и пасмурную погоду мы, вдруг, оказываемся там, где всегда светят солнце или звезды. Тысячи лет люди не могли и представить себе такого. В предшествующие столетия самые передовые умы прилагали немыслимые усилия для того, чтобы мы с вами могли так комфортно летать! Человечество всегда тянуло в небо, и способы освоения воздушного океана будут постоянно совершенствоваться. Так что, не стоит останавливать прогресс, цепляясь за миф о боязни высоты.

Добро пожаловать на борт

Теперь, надеюсь, мы больше не принимаем пресловутую мифическую составляющую всерьез. Однако, дабы окончательно развеять страх перед надуманной мистикой, потребуется, видимо, дополнительная помощь. На чем же основаны опасения людей, решивших оправиться в полет? Прежде всего, их фобии способствует «накачка» себя предубеждениями, подавить которые действительно непросто. Но способы преодоления этого, конечно, существуют. Мне, например, помогает такой совет: заняв свое место в кресле, легонько поднимайте и опускайте колени. Это можно делать во время рулежки и до взлета. Так мы способствуем улучшению циркуляции крови, обеспечив некоторый ее отток от сердечной мышцы, которая из-за нашего волнения получает повышенную адреналиновую нагрузку. Летим далее. Профессионалы утверждают, что самыми опасными являются посадка и первые минуты полета, то есть начало набора высоты. Тем не менее, именно эти процессы мы воспринимаем наиболее адекватно. Возможность наблюдать и визуально отслеживать происходящее – естественная функция нашей нервной системы. А вот дезориентация наших органов равновесия в замкнутом пространстве может вызвать дискомфорт. Поэтому посматривая в окно при взлете, мы подвержены меньшей тревоге, чем, скажем, при встряхивании салона во время полета среди облаков. Хотя мало кто будет спорить, что опасность свободного полета явно противоречит действительности. Во-первых, при скорости, с которой летит лайнер, подъемная сила, удерживающая его в воздухе, такова, что он способен около часа (только представьте себе!) продолжать полет после выключения всех двигателей. Такого планирования вполне достаточно, чтобы достичь ближайшего аэродрома. Так что ожидать сокрушительных последствий и после столь неблагополучного происшествия не приходится. Тем более что полный отказ двигателей невозможен, даже если пытаться это сделать умышленно. Системы, обеспечивающие функционирование каждого из них, разработаны полностью автономно. Да и вообще, современный авиадвигатель является, по сути, безотказным агрегатом. Десятки лет совершенствования технологий, как в целом, так и отдельных комплектующих, привели к почти полному исключению рисков выхода двигателей из строя. И стоимость такого изделия – более десяти миллионов долларов, а при испытаниях образец непрерывно отрабатывает сотни тысяч часов с нагрузками выше эксплуатационных.

Трястись или не трястись?

На какие еще последствия нашего решения отправиться в полет мы можем посетовать, обладая повышенной мнительностью? Конечно, на турбулентность, то есть на частую кратковременную потерю высоты – с ней, пожалуй, связаны наиболее ярко выраженные страхи. И не удивительно, что когда тебя начинает потряхивать, а то и реально подбрасывать в положении «между небом и землей», неприятная оторопь охватывает даже опытных летунов. Однако, как мы уже говорили, болтанка докучает нам в наименее рискованной стадии полета. И доказать, что опасность ее преувеличена – проще простого. Допустим, вы едете в городском троллейбусе. Попробуйте, опыта ради, сосредоточиться на всех подергиваниях и скрипах, которые происходят при его движении. А еще лучше, попытайтесь на некоторое время устоять на ногах, не держась за поручни. Подумайте, может ли вся эта ужасная тряска и вибрация развалить ваш троллейбус? Абсурдная мысль, не правда ли? А теперь закройте глаза и предположите, что вы находитесь не в троллейбусе, а в летящем самолете. О, ужас! Но такого не бывает в салоне лайнера даже во время самой разудалой болтанки! Давайте признаем и тот факт, что самолет, в отличие от троллейбуса, куда более надежный аппарат. А на испытательных стендах его корпус подвергается мощнейшим сотрясениям, стократно превосходящим те, что претерпевает троллейбус на маршруте. То есть, невозможно растрясти современный самолет в полете так, чтобы от него что-либо отвалилось. «Ну, допустим, - согласитесь вы, уже несколько успокоившись, - пусть болтанка не опасна, но ведь она неприятна уже сама по себе». Здесь трудно возразить, однако, есть рекомендуемый способ уменьшить ощущение тряски. Бронируйте места в середине салона, на уровне крыльев. Отсюда, заодно, вы сможете созерцать те самые двигатели, о надежности которых мы хорошо поговорили.

Движение – жизнь

Если вы все еще не можете заставить себя спокойно переносить нахождение в лайнере, давайте попробуем следующую радикальную меру. Она совершенно не потребует от вас усилий. Просто в полете пейте больше жидкости. Известно, что воздух в салоне более сухой, чем обычно. Так что не стесняйтесь просить стюардессу принести вам минеральной воды. Это ее работа. Угнетающим фактором, который усугубляет «брожение» мыслей и зацикливание на воображаемом негативе, является, безусловно, вынужденное продолжительное бездействие. Но и эта неприятная сторона полета преодолевается достаточно эффективно. Прогуливаться по самолету между рядами кресел (после набора высоты и в пределах разумного, конечно) не запрещено. Используйте эту возможность для разминки мышц ног и поднятия общего тонуса вашего организма. Пройдите вдоль всего салона в сторону туалета, пусть даже без соответствующей физиологической потребности. Заметьте, что данная методика особенно уместна, если вы воспользовались моим советом усиленного потребления жидкости. Прогуливаясь, ненавязчиво посматривайте на других пассажиров. Их спокойное, будничное состояние укрепит вас в том, что ничего сверхъестественного не происходит и, несомненно, повлияет на ваше настроение. Кстати, посещение авиационного туалета – тоже довольно занимательная экскурсия. Мало кто знает, что технологии, которые здесь применяются, не столь просты как кажется на первый взгляд. Для справки, устройство слива состоит из системы синхронизированных клапанов и не имеет никакого сквозного отверстия как в поезде. Ведь на такой высоте воздух сильно разряжен и внешнее давление гораздо ниже того, что в салоне.

Не забудьте про экипаж

Многие ощущают себя аэрофобами, возможно, лишь потому, что по складу характера являются людьми замкнутыми, сосредоточенными на своих переживаниях. Для этой категории пассажиров наиболее действенным методом устранения ненужных мыслей послужит напоминание о том, что есть такие профессии, как пилот или бортпроводник. Их представители – не боги с крыльями, а люди, которые отправляются в полет вместе с нами. Ободряющим открытием, несомненно, послужит и осознание того, что для этих неунывающих людей в элегантной форме наш с вами полет является лишь одним из сотен, которые им еще предстоит совершить. И каждый раз они будут деловито и бодро выполнять функции управления, держать в голове множество инструкций и предписаний. Так не смешно ли, робея перед одной лишь удивительной возможностью подняться в небо в качестве отдыхающего и не обремененного заботами пассажира, нагнетать в себе нелепые и неуместные страхи? Поверьте, огромное количество образованных и высококвалифицированных людей посвятили свою жизнь авиации. Они могут рассказать вам про безопасность частых перелетов намного убедительнее меня. У таких специалистов совершенно иная, профессиональная фобия. Больше всего на свете они боятся лишиться возможности летать.

Сколько в небе дорог!

Как правило, полет – это не столь продолжительная история, чтобы предаваться скуке и унынию. Несмотря на необходимость просиживать всю дорогу, принято считать самолеты наиболее комфортабельным и оптимистичным видом транспорта. Ведь здесь почти космическая обстановка. А если сосредоточиться на всех положительных моментах – уникальных видах за бортом, ожидаемых планах по прибытию, или предвкушении желанной встречи в аэропорту, то любой полет пройдет гораздо интереснее и быстрее. Подумайте о том, насколько вы не одиноки в небе над землей в это время. Каждую секунду в воздухе находятся многие сотни самолетов, а количество пассажиров в них превышает население большого города! При этом потеря контроля над любым из летящих лайнеров, по сути, исключена в силу развития техники слежения. Вспомните, что авиаперелеты по-прежнему считаются наиболее безопасным из всех способов перемещения людей посредством транспорта. Кстати, здесь не только сухая статистика. Я имею в виду подход к обеспечению безопасности. В пассажирской авиации применяется принцип «кросс-чек», что означает гарантированное прохождение всех моментов полета, когда требуется надежность. Происходящее обеспечивается дублированием другим человеком или автоматом. Например, даже за стюардессами во время закрытия дверей после захода всех пассажиров, следит один из членов экипажа, чтобы вовремя оказать необходимую помощь. И так предусмотрено для любого действия, или события в зоне профессионального ведения. Это вопрос технологической схемы, разработанной с учетом обширнейшей мировой практики. И еще. Опыт современной авиации насчитывает уже более ста лет неудержимого стремления человека в небо, освоения все более новых способов воздушных перемещений. Каждый полет – это очередной вклад в универсальную и емкую базу знаний цивилизации. Поэтому, садясь в самолет сейчас, стоит учесть, что вы собираетесь путешествовать в несравнимо более совершенных условиях, чем десятки миллионов людей до вас. Так что, только приятного полета! С уважением автор блога Наталия Миновская" data-image="https://natali-dev.ru/wp-content/uploads/bfi_thumb/samolet-2-o55masjyppxv3e9y4xs0xk8h9phopamums0rcs0j9y.jpg" data-title="Полет на самолете: как преодолеть боязнь?" data-url="https://natali-dev.ru/fobii/polet-na-samolete-prichiny-posledstviya-sposoby/" >
Обратите внимание
Боязнь новых знакомств

И снова здравствуйте! На фоне огромного количества разновидностей подростковых сомнений,...

Подпишись

Получай уведомления о новых статьях самым первым