Личное развитие
Познай себя, развивайся,будь в гармонии с собой

Метод Делфи кратко

Наталия Миновская

Доброго дня, дорогие читатели. Слышали ли вы про Дельфи? У большинства возникает ассоциация только с дельфийскими играми. Между тем речь идет совсем о другом. Сегодня мы поговорим про метод Дельфи, кратко – самое главное.

Многие не догадываются о том, что это название носит технология, которую применяют для выбора вариантов решения проблемы и оценки их эффективности.

Как появился метод?

История возникновения метода Дельфи уходит корнями в США, как почти все, что связано с менеджментом и маркетингом. Изначально его разрабатывали для военной сферы с целью составлять прогнозы о влиянии новых научных разработок на методы ведения военных действий. Родился метод в стенах американского стратегического исследовательского центра «RAND». Название произошло от имени Дельфийского оракула. В последующем метод стали использовать в деловой среде.

успех

В чем смысл подхода?

Суть метода заключается в том, чтобы найти решение проблемы, опираясь на мнение экспертов. Отличительные черты включают в себя:

  •  заочность
    Специалисты отвечают на вопросы, не собираясь вместе. Оценка проводится удаленно, независимо от их местонахождения. Они получают задачи по электронной почте или посредством специальной программы, решают их и ответы отправляют обратно.
  •  анонимность
    Члены экспертной группы могут не знать другу друга. Они работают каждый сам по себе, без раскрытия имен. Благодаря этому обеспечивают объективность и независимость, так как члены группы не влияют друг на друга.
  •  многоуровневость
    Предмет обсуждения проходит через столько кругов оценки, сколько требуется, пока участники не достигнут единогласного мнения.

Кто принимает участие в исследовании?

Круг участников включает в себя следующие роли:

  •  фасилитатор, который отвечает за организацию процесса в целом. Он занимается подбором остальных участников, модерацией работы групп, а также по итогам принимает решение.
    В зависимости от масштаба объекта изучения фасилитаторов может быть несколько. Лучше, если они будут из разных структур, не смежных.
  • экспертная группа, которая состоит из специалистов в разных областях, имеющих отношение к теме. Это нужно для того, чтобы рассмотреть предмет со всех сторон, учесть все нюансы, сложности.
  •  группа аналитиков, которая рассматривает ответы экспертов, выделяет в них общее и частное, и формирует новый список вопросов и рекомендаций по решению.

Как организована работа участников?

Всего метод состоит из 3 основных этапов.

  1. Предварительный этап
    На этом шаге фасилитатор подбирает участников экспертной группы. Она может состоять из любого количества человек, но желательно остановиться на 20, иначе процесс может сильно затянуться по времени.
  2. Основной этап

Этот шаг состоит из нескольких подэтапов:
2.1 Постановка проблемы
Фасилитатор отправляет специалистам главный вопрос. Задача состоит в том, чтобы разбить его на более мелкие темы с учетом специфики. Готовый список отправляют аналитикам.
Аналитики выбирают самые распространенные тематики и формируют опросный лист.

2.2 Опросный лист отправляют экспертной группе. На этот раз их задача состоит в том, чтобы проверить, достаточно ли данных, требуется ли добавить что-то еще. Свои подробные ответы знатоки отправляют обратно. На их основе аналитики готовят новый опросный лист.

группа

2.3 Эксперты получают новый опросный лист. На этом подэтапе участники предлагают свои способы решения проблемы. Они учитывают все, что касается предмета обсуждения. Оценивают необходимые ресурсы: время, деньги, специалистов. Анализируют эффект, который получат после решения задачи, стоит ли она своих затрат. Свои ответы специалисты снова отправляют аналитикам.

Аналитики проверяют ответы, выделяют общие мнения. Если они обнаруживают, что чей-то взгляд на проблему кардинально отличается от большинства, то это обязательно показывают группе. Участники могут изменить свое мнение на основе новых фактов. После этого весь круг повторяется заново.

2.4 Круги повторяются снова и снова до тех пор, пока эксперты не придут к единому мнению. Аналитики каждый раз проверяют, есть ли расхождения во мнениях. Это необходимо для того, чтобы обнаружить моменты, которые не учли до этого. Чем детальнее проект изучают на предварительном этапе, тем более гладко проходит его реализация.

Когда консенсус достигнут, аналитики формируют общую оценку предмета обсуждения, список рекомендаций для решения и вновь отправляют группе. Специалисты крайний раз рассматривают рекомендации и пишут выводы.

3. Аналитический этап
На последнем этапе аналитики окончательно проверяют, чтобы мнения экспертов не противоречили друг другу. Они оценивают выводы и разрабатывают итоговые рекомендации по проблеме. Окончательный вариант отправляют фасилитатору.
Организатором исследования могут выступать аналитические фирмы, которые проводят оценку по заказу других компаний. Вся работа может проходить внутри одной организации, тогда заказчиком будет выступать высшее руководство, а организатором специальное подразделение.

Недостатки метода

Несмотря на то, что техника позволяет провести детальный анализ проблемы и найти оптимальное решение, у нее есть ряд недостатков:

  • на проведение анализа уходит много времени, поскольку круги могут повторяться до тех пор, пока не будет достигнут общий знаменатель;
  •  у аналитиков нет достаточно времени на проверку альтернативных мнений специалистов. Оценка проводится максимум в течение суток. Если тема запутана, то этого времени может не хватить. По этой причине самые креативные решения могут остаться без внимания;
  •  эксперты тоже люди, они тоже склонны поддаваться мнению большинства даже несмотря на заочное проведение голосования;
  • организаторы могут манипулировать мнением знатоков, поскольку нет открытой дискуссии. Они могут ставить те вопросы, которые им выгоднее.
    Эти минусы учитывают в работе. Так могут создавать несколько экспертных групп. Чтобы избежать манипуляции, выбирают несколько организаторов из разных сфер деятельности.

Где применяют метод

Дельфийский метод активно используют в работе западные компании, которые связаны со стратегическим планированием. Технологические разработки, инвестиции и все, что имеет отношение к оценке будущего состояния, можно проанализировать по этой методике.

Кто им пользуется в России? У нас метод пока не нашел широкого применения. Это отчасти связано с тем, что направление стратегического планирования в деловой среде в нашей стране слабо развито. Плюс отсутствуют нужные специалисты и опыт.

Несмотря на это технику можно применять даже для решения личных вопросов. Собрать небольшую группу экспертов, например, из членов семьи или друзей, которые будут анонимно отвечать на вопросы. Один или пара аналитиков будут проверять полученные ответы и в конце выдавать решение.

Метод сложный, но пользу от него вы точно ощутите, поскольку ваш вопрос досконально разложат по полочкам.

Спасибо вам за внимание. Не забудьте поделиться статьей с друзьями или рассказать о ней в социальных сетях. Подпишитесь на обновления блога и будете в курсе свежих материалов.

С Уважением автор блога Наталия Миновская

0
Многие не догадываются о том, что это название носит технология, которую применяют для выбора вариантов решения проблемы и оценки их эффективности.

Как появился метод?

История возникновения метода Дельфи уходит корнями в США, как почти все, что связано с менеджментом и маркетингом. Изначально его разрабатывали для военной сферы с целью составлять прогнозы о влиянии новых научных разработок на методы ведения военных действий. Родился метод в стенах американского стратегического исследовательского центра «RAND». Название произошло от имени Дельфийского оракула. В последующем метод стали использовать в деловой среде. успех

В чем смысл подхода?

Суть метода заключается в том, чтобы найти решение проблемы, опираясь на мнение экспертов. Отличительные черты включают в себя:
  •  заочность Специалисты отвечают на вопросы, не собираясь вместе. Оценка проводится удаленно, независимо от их местонахождения. Они получают задачи по электронной почте или посредством специальной программы, решают их и ответы отправляют обратно.
  •  анонимность Члены экспертной группы могут не знать другу друга. Они работают каждый сам по себе, без раскрытия имен. Благодаря этому обеспечивают объективность и независимость, так как члены группы не влияют друг на друга.
  •  многоуровневость Предмет обсуждения проходит через столько кругов оценки, сколько требуется, пока участники не достигнут единогласного мнения.

Кто принимает участие в исследовании?

Круг участников включает в себя следующие роли:
  •  фасилитатор, который отвечает за организацию процесса в целом. Он занимается подбором остальных участников, модерацией работы групп, а также по итогам принимает решение. В зависимости от масштаба объекта изучения фасилитаторов может быть несколько. Лучше, если они будут из разных структур, не смежных.
  • экспертная группа, которая состоит из специалистов в разных областях, имеющих отношение к теме. Это нужно для того, чтобы рассмотреть предмет со всех сторон, учесть все нюансы, сложности.
  •  группа аналитиков, которая рассматривает ответы экспертов, выделяет в них общее и частное, и формирует новый список вопросов и рекомендаций по решению.

Как организована работа участников?

Всего метод состоит из 3 основных этапов.
  1. Предварительный этап На этом шаге фасилитатор подбирает участников экспертной группы. Она может состоять из любого количества человек, но желательно остановиться на 20, иначе процесс может сильно затянуться по времени.
  2. Основной этап
Этот шаг состоит из нескольких подэтапов: 2.1 Постановка проблемы Фасилитатор отправляет специалистам главный вопрос. Задача состоит в том, чтобы разбить его на более мелкие темы с учетом специфики. Готовый список отправляют аналитикам. Аналитики выбирают самые распространенные тематики и формируют опросный лист. 2.2 Опросный лист отправляют экспертной группе. На этот раз их задача состоит в том, чтобы проверить, достаточно ли данных, требуется ли добавить что-то еще. Свои подробные ответы знатоки отправляют обратно. На их основе аналитики готовят новый опросный лист. группа 2.3 Эксперты получают новый опросный лист. На этом подэтапе участники предлагают свои способы решения проблемы. Они учитывают все, что касается предмета обсуждения. Оценивают необходимые ресурсы: время, деньги, специалистов. Анализируют эффект, который получат после решения задачи, стоит ли она своих затрат. Свои ответы специалисты снова отправляют аналитикам. Аналитики проверяют ответы, выделяют общие мнения. Если они обнаруживают, что чей-то взгляд на проблему кардинально отличается от большинства, то это обязательно показывают группе. Участники могут изменить свое мнение на основе новых фактов. После этого весь круг повторяется заново. 2.4 Круги повторяются снова и снова до тех пор, пока эксперты не придут к единому мнению. Аналитики каждый раз проверяют, есть ли расхождения во мнениях. Это необходимо для того, чтобы обнаружить моменты, которые не учли до этого. Чем детальнее проект изучают на предварительном этапе, тем более гладко проходит его реализация. Когда консенсус достигнут, аналитики формируют общую оценку предмета обсуждения, список рекомендаций для решения и вновь отправляют группе. Специалисты крайний раз рассматривают рекомендации и пишут выводы. 3. Аналитический этап На последнем этапе аналитики окончательно проверяют, чтобы мнения экспертов не противоречили друг другу. Они оценивают выводы и разрабатывают итоговые рекомендации по проблеме. Окончательный вариант отправляют фасилитатору. Организатором исследования могут выступать аналитические фирмы, которые проводят оценку по заказу других компаний. Вся работа может проходить внутри одной организации, тогда заказчиком будет выступать высшее руководство, а организатором специальное подразделение.

Недостатки метода

Несмотря на то, что техника позволяет провести детальный анализ проблемы и найти оптимальное решение, у нее есть ряд недостатков:
  • на проведение анализа уходит много времени, поскольку круги могут повторяться до тех пор, пока не будет достигнут общий знаменатель;
  •  у аналитиков нет достаточно времени на проверку альтернативных мнений специалистов. Оценка проводится максимум в течение суток. Если тема запутана, то этого времени может не хватить. По этой причине самые креативные решения могут остаться без внимания;
  •  эксперты тоже люди, они тоже склонны поддаваться мнению большинства даже несмотря на заочное проведение голосования;
  • организаторы могут манипулировать мнением знатоков, поскольку нет открытой дискуссии. Они могут ставить те вопросы, которые им выгоднее. Эти минусы учитывают в работе. Так могут создавать несколько экспертных групп. Чтобы избежать манипуляции, выбирают несколько организаторов из разных сфер деятельности.

Где применяют метод

Дельфийский метод активно используют в работе западные компании, которые связаны со стратегическим планированием. Технологические разработки, инвестиции и все, что имеет отношение к оценке будущего состояния, можно проанализировать по этой методике. Кто им пользуется в России? У нас метод пока не нашел широкого применения. Это отчасти связано с тем, что направление стратегического планирования в деловой среде в нашей стране слабо развито. Плюс отсутствуют нужные специалисты и опыт. Несмотря на это технику можно применять даже для решения личных вопросов. Собрать небольшую группу экспертов, например, из членов семьи или друзей, которые будут анонимно отвечать на вопросы. Один или пара аналитиков будут проверять полученные ответы и в конце выдавать решение. Метод сложный, но пользу от него вы точно ощутите, поскольку ваш вопрос досконально разложат по полочкам. Спасибо вам за внимание. Не забудьте поделиться статьей с друзьями или рассказать о ней в социальных сетях. Подпишитесь на обновления блога и будете в курсе свежих материалов. С Уважением автор блога Наталия Миновская" data-image="https://natali-dev.ru/wp-content/uploads/bfi_thumb/uspeh-1024x684-o9bj99hhcqy3t0j0929na1e4dshrdcc13bkkdnlk2e.jpg" data-title="Метод Делфи кратко" data-url="https://natali-dev.ru/lichnoe-razvitie/metod-delfi/" >
Обратите внимание
Человеческие амбиции это...

Доброго дня всем. Вспомните, приходилось ли вам видеть в требованиях...

Подпишись

Получай уведомления о новых статьях самым первым