Детские заморочки
Познай себя, развивайся,будь в гармонии с собой

Как в ребёнке не сломать личность?

Наталия Миновская

Здравствуйте, дорогие читатели!

Нет сомнений, каждый родитель хочет своему ребёнку только хорошего. Хочет вырастить его самостоятельным, уникальным, зрелым, сильным, ответственным. Но главное – умеющим быть счастливым.

Счастье – это не то, что даётся извне. Многое в нём зависит от внутренних процессов. И большую роль здесь играет возможность быть собой, умение слышать себя, жить в соотнесении со своими внутренними порывами, со своим «Я».

Сегодня мы поговорим о том, как в ребёнке не сломать личность. Потому что именно от нашего отношения к детской душе зависит то, каким он окажется во взрослом мире, сможет ли получать радость от жизни, идти своим путём, отстаивать себя, свои интересы и права. Другими словами, самореализовываться и проживать в согласии с собой.

Я смогу!

Наша вера в свои возможности основывается на том, насколько в детстве нам позволяли выбирать, прислушивались ли к нам.

Если каждая наша инициатива забивалась на корню, потому что была неудобной, мешающей, «не к месту и не ко времени», то мы впитываем горький жизненный урок: лучше не высовываться, иначе либо всё равно ничего не получится, либо опять извне «прилетит».

В итоге мы боимся выступить с предложением на совещании, даже если оно блестящее. Не можем услышать свои желания в ресторане. Не знаем, какой хлеб лучше взять в супермаркете. Становимся безвольными, пассивными. Ждущими первых шагов от других.

И в итоге теряем бразды правления своей жизнью. Отдаём себя кому-то, кто кажется более сильным. Часто – манипуляторам и глухим к нам людям.

Чтобы избежать развития такого сценария для вашего ребёнка, важно давать ему проявлять инициативу. Позволять говорить о своих мыслях и желаниях. Интересоваться, что он хочет съесть на завтрак, куда вы пойдёте отдыхать в следующие выходные.

Важно, чтобы выбор одежды также оставался за ребёнком. Одежда – это то, что позиционирует нас перед миром. Изначально ребёнку может быть и не важно, что он носит. Но со временем в нём появляется важная потребность: чтобы внешний вид соответствовал внутреннему. И если предложенные вами носочки или шапка никак не подходят, то дайте возможность найти что-то иное.

У ребёнка должно быть представление о том, какую одежду в какое время года нужно надевать. Однако в этом диапазоне позвольте ему выбирать самостоятельно.

Заяц, ты меня слышишь?

Эта же история касается и необходимости прислушиваться к мнению ребёнка. Особенно если это касается вопросов, связанных с его жизнью.

Чем дольше человек живёт в атмосфере невнимания и глухоты к его потребностям, тем сильнее в нём развивается чувство собственной неполноценности, ненужности и неважности. Если в детстве нами не интересовались, то в итоге и во взрослом возрасте мы перестаём собой интересоваться: не учитываем свои желания, не знаем себя как личность, живём потерянными. В этом очень мало что есть от счастья.

Правилам – быть!

Важность внимания к ребёнку, его желаниям и мнению, его внутренней жизни и эмоциям не равна вседозволенности.

Правила и границы, которые вы устанавливаете в отношениях с детьми, нужны не только вам, но и им! Так, во-первых, они чувствуют себя в окружающем пространстве более безопасно (потому что, как ни странно, запрет – это то, на что можно опереться). А во-вторых, правила учат самоконтролю и переживанию фрустрирующих эмоций (хорошая прививка для взрослой жизни, если вы умеете в этот момент поддержать и выдержать накал страстей).

Поэтому постарайтесь быть ребёнку внимательным, заботливым и защищающим взрослым, но не давайте сесть вам на шею.

Отсутствие контроля рождает свободу, цена которой – непонимание своих возможностей и ограничений, неумение соотнестись с окружающей средой, сдержать свои порывы и перетерпеть, если в данный момент потребность не может быть реализована.

Поэтому как авторитарная позиция в воспитании, так и ситуация вседозволенности вредны для развития личности ребёнка. Самое оптимальное – быть для детей авторитетом: человеком, который вводит ограничения, но добр, внимателен, надёжен.

Гляжусь в тебя, как в зеркало

Главное правило в воспитании: оно начинается с вас. Именно ваш стиль жизни берётся ребёнком за основу. Ваше отношение к окружающему, ваши интересы.

Сложно привить детям любовь к чтению, если вы сами каждый вечер коротаете за просмотром телевизора. Разве что ребёнок захочет сбежать от всего этого в выдуманный мир…

Очень важно быть примером ребёнку. Помните, что вы – первый для него человек, на кого он равняется, кого ценит и чьим мнением дорожит.

Старайтесь сперва привести себя в должный вид, быть уникальной и самобытной личностью, жить своими интересами. И при этом быть доброй к окружающим, не источать негатив и недовольство. Если ребёнок видит, что в мире можно быть собой и этому есть место, в его голове зародится установка: и моя личность окажется важна, и я могу расслабиться и просто наслаждаться, и мне в мире ничего не угрожает.

Делай легче, делай играюче

А ещё более распространено: «Делай как Вася».

Сравнивая ребёнка с кем-то, конечно, мы стараемся дать ему пример для подражания, показать, как нужно, как вам хочется, чтобы он себя вёл.

И здесь есть опасная ловушка. Если ребёнок регулярно слышит, что нужно равняться на кого-то другого, он начинает осознавать, что такой, какой есть, он неправильный. Что есть в мире лучше сильнее, умнее, успешнее, красивее, всегда были и будут. И, что самое страшное, ему недостаточно просто жить. Чтобы завоевать своё место под солнцем, ему придётся стать кем-то другим, кем угодно, но не собой.

Потому что в атмосфере сравнения мы себя теряем. Мы смотрим на других и видим собственные прорехи. Отсюда недалеко от подорванной самооценки, неуверенности в себе, ощущения собственной несостоятельности, неспособности быть таким, каким родился.

Постарайтесь не сравнивать ребёнка с другими детьми.

Показать пример – это сделать акцент на деятельности. То есть, это не сказать «А вот Маша из 5-го подъезда уже умеет делить в столбик», а объяснить, как делить в столбик, помочь понять, продемонстрировать, как это делаете вы, высказать свои пожелания и опасения.

В погоне за Икаром

В желании дать ребёнку всё самое хорошее, в том числе, обеспечить ему замечательную жизнь, мы можем увлечься его развитием. Недаром сейчас так модно водить в различные детские клубы, на кружки и секции.

Но закон детского развития гласит, что лучше естественности и плавности ещё ничего не придумали. Не стоит ждать, чтобы в 3 года ребёнок начал читать. До 5-6 лет мозговые структуры, ответственные за этот процесс, ещё недостаточно зрелы.

Если мы нарушаем линию развития ребёнка, если требуем от него слишком многого, не соотносясь с его возможностями или желаниями, мы прокладываем ему дорогу не к успеху, а к неврозу.

Проводилось исследование, в результате которого было выявлено, что дети, научившиеся читать в 4 года, и дети, читающие с 6 лет, в школьном возрасте, в среднем, в обучении друг от друга не отличаются. Зато у первой группы гораздо выше тревожность.

Плюс, природой задумано, чтобы в каждый возрастной этап развивалась какая-то определённая функция или сфера. В возрастной психологии существует представление о сензитивных периодах – времени, когда какая-то сторона психической или когнитивной жизни наиболее уязвима, а значит, подвержена развитию или поломке.

Если в период, когда ребёнок познаёт эмоциональный мир, знакомится с отношениями и учится общаться, мы закидываем его требованиями соответствовать нашим нормам и учебниками, его коммуникативные способности начнут хромать. Потому что в этом случае мы стремимся развить то, чему ещё не время, в ущерб тому, что сейчас бы усвоилось с двойной эффективностью.

Золотой ключик к детскому сердцу

И самый верный, самый надёжный, самый бережный и самый эффективный способ, который поможет вам сохранить отношения с ребёнком и не сломать его зреющую личность, — это уделять как можно больше времени для общения.

Интересуйтесь своим чадом, вникайте в его жизнь. Ваши разговоры не должны ограничиваться исключительно уроками, домашними заданиями и обязанностями по дому.

Спрашивайте его мнение, учитывайте пожелания, давайте право выбора. А иногда просто будьте рядом. Особенно когда тяжело, когда нужна поддержка и забота. Не отворачивайтесь от плохого настроения или агрессии, будьте взрослее и мудрее. Помните, что личность, как цветок, можно вырастить, если достаточно давать питания, света и окружать теплом.

Дорогие читатели, применяйте мои рекомендации в жизни, и я уверена, что ваши отношения в скором времени наладятся. К тому же, следуя советам, однажды вы сами поразитесь, каким удивительным и необычным является ваш ребёнок. Дайте ему себя проявить, дайте пространство и время, чтобы раскрыться. Вы восхититесь, насколько наши дети прекрасны, если не заглушать их внутренние голоса.

Делитесь этим материалом с другими мамами и папами, которых так же волнуют вопросы грамотного воспитания и развития ребёнка. И обязательно подпишитесь на мой блог! Тогда не нужно будет следить за новыми публикациями, вы будете получать оповещения обо всех свежих и познавательных статьях на моём портале.

Спасибо, что заботитесь о детях. Наше стремление сделать их жизнь лучше и счастливее – самое ценное, что мы можем им дать.
До новых встреч!

С Уважением автор блога Наталия Миновская

0
Счастье – это не то, что даётся извне. Многое в нём зависит от внутренних процессов. И большую роль здесь играет возможность быть собой, умение слышать себя, жить в соотнесении со своими внутренними порывами, со своим «Я». Сегодня мы поговорим о том, как в ребёнке не сломать личность. Потому что именно от нашего отношения к детской душе зависит то, каким он окажется во взрослом мире, сможет ли получать радость от жизни, идти своим путём, отстаивать себя, свои интересы и права. Другими словами, самореализовываться и проживать в согласии с собой.

Я смогу!

Наша вера в свои возможности основывается на том, насколько в детстве нам позволяли выбирать, прислушивались ли к нам. Если каждая наша инициатива забивалась на корню, потому что была неудобной, мешающей, «не к месту и не ко времени», то мы впитываем горький жизненный урок: лучше не высовываться, иначе либо всё равно ничего не получится, либо опять извне «прилетит». В итоге мы боимся выступить с предложением на совещании, даже если оно блестящее. Не можем услышать свои желания в ресторане. Не знаем, какой хлеб лучше взять в супермаркете. Становимся безвольными, пассивными. Ждущими первых шагов от других. И в итоге теряем бразды правления своей жизнью. Отдаём себя кому-то, кто кажется более сильным. Часто – манипуляторам и глухим к нам людям. Чтобы избежать развития такого сценария для вашего ребёнка, важно давать ему проявлять инициативу. Позволять говорить о своих мыслях и желаниях. Интересоваться, что он хочет съесть на завтрак, куда вы пойдёте отдыхать в следующие выходные. Важно, чтобы выбор одежды также оставался за ребёнком. Одежда – это то, что позиционирует нас перед миром. Изначально ребёнку может быть и не важно, что он носит. Но со временем в нём появляется важная потребность: чтобы внешний вид соответствовал внутреннему. И если предложенные вами носочки или шапка никак не подходят, то дайте возможность найти что-то иное. У ребёнка должно быть представление о том, какую одежду в какое время года нужно надевать. Однако в этом диапазоне позвольте ему выбирать самостоятельно.

Заяц, ты меня слышишь?

Эта же история касается и необходимости прислушиваться к мнению ребёнка. Особенно если это касается вопросов, связанных с его жизнью. Чем дольше человек живёт в атмосфере невнимания и глухоты к его потребностям, тем сильнее в нём развивается чувство собственной неполноценности, ненужности и неважности. Если в детстве нами не интересовались, то в итоге и во взрослом возрасте мы перестаём собой интересоваться: не учитываем свои желания, не знаем себя как личность, живём потерянными. В этом очень мало что есть от счастья.

Правилам – быть!

Важность внимания к ребёнку, его желаниям и мнению, его внутренней жизни и эмоциям не равна вседозволенности. Правила и границы, которые вы устанавливаете в отношениях с детьми, нужны не только вам, но и им! Так, во-первых, они чувствуют себя в окружающем пространстве более безопасно (потому что, как ни странно, запрет – это то, на что можно опереться). А во-вторых, правила учат самоконтролю и переживанию фрустрирующих эмоций (хорошая прививка для взрослой жизни, если вы умеете в этот момент поддержать и выдержать накал страстей). Поэтому постарайтесь быть ребёнку внимательным, заботливым и защищающим взрослым, но не давайте сесть вам на шею. Отсутствие контроля рождает свободу, цена которой – непонимание своих возможностей и ограничений, неумение соотнестись с окружающей средой, сдержать свои порывы и перетерпеть, если в данный момент потребность не может быть реализована. Поэтому как авторитарная позиция в воспитании, так и ситуация вседозволенности вредны для развития личности ребёнка. Самое оптимальное – быть для детей авторитетом: человеком, который вводит ограничения, но добр, внимателен, надёжен.

Гляжусь в тебя, как в зеркало

Главное правило в воспитании: оно начинается с вас. Именно ваш стиль жизни берётся ребёнком за основу. Ваше отношение к окружающему, ваши интересы. Сложно привить детям любовь к чтению, если вы сами каждый вечер коротаете за просмотром телевизора. Разве что ребёнок захочет сбежать от всего этого в выдуманный мир… Очень важно быть примером ребёнку. Помните, что вы – первый для него человек, на кого он равняется, кого ценит и чьим мнением дорожит. Старайтесь сперва привести себя в должный вид, быть уникальной и самобытной личностью, жить своими интересами. И при этом быть доброй к окружающим, не источать негатив и недовольство. Если ребёнок видит, что в мире можно быть собой и этому есть место, в его голове зародится установка: и моя личность окажется важна, и я могу расслабиться и просто наслаждаться, и мне в мире ничего не угрожает.

Делай легче, делай играюче

А ещё более распространено: «Делай как Вася». Сравнивая ребёнка с кем-то, конечно, мы стараемся дать ему пример для подражания, показать, как нужно, как вам хочется, чтобы он себя вёл. И здесь есть опасная ловушка. Если ребёнок регулярно слышит, что нужно равняться на кого-то другого, он начинает осознавать, что такой, какой есть, он неправильный. Что есть в мире лучше сильнее, умнее, успешнее, красивее, всегда были и будут. И, что самое страшное, ему недостаточно просто жить. Чтобы завоевать своё место под солнцем, ему придётся стать кем-то другим, кем угодно, но не собой. Потому что в атмосфере сравнения мы себя теряем. Мы смотрим на других и видим собственные прорехи. Отсюда недалеко от подорванной самооценки, неуверенности в себе, ощущения собственной несостоятельности, неспособности быть таким, каким родился. Постарайтесь не сравнивать ребёнка с другими детьми. Показать пример – это сделать акцент на деятельности. То есть, это не сказать «А вот Маша из 5-го подъезда уже умеет делить в столбик», а объяснить, как делить в столбик, помочь понять, продемонстрировать, как это делаете вы, высказать свои пожелания и опасения.

В погоне за Икаром

В желании дать ребёнку всё самое хорошее, в том числе, обеспечить ему замечательную жизнь, мы можем увлечься его развитием. Недаром сейчас так модно водить в различные детские клубы, на кружки и секции. Но закон детского развития гласит, что лучше естественности и плавности ещё ничего не придумали. Не стоит ждать, чтобы в 3 года ребёнок начал читать. До 5-6 лет мозговые структуры, ответственные за этот процесс, ещё недостаточно зрелы. Если мы нарушаем линию развития ребёнка, если требуем от него слишком многого, не соотносясь с его возможностями или желаниями, мы прокладываем ему дорогу не к успеху, а к неврозу. Проводилось исследование, в результате которого было выявлено, что дети, научившиеся читать в 4 года, и дети, читающие с 6 лет, в школьном возрасте, в среднем, в обучении друг от друга не отличаются. Зато у первой группы гораздо выше тревожность. Плюс, природой задумано, чтобы в каждый возрастной этап развивалась какая-то определённая функция или сфера. В возрастной психологии существует представление о сензитивных периодах – времени, когда какая-то сторона психической или когнитивной жизни наиболее уязвима, а значит, подвержена развитию или поломке. Если в период, когда ребёнок познаёт эмоциональный мир, знакомится с отношениями и учится общаться, мы закидываем его требованиями соответствовать нашим нормам и учебниками, его коммуникативные способности начнут хромать. Потому что в этом случае мы стремимся развить то, чему ещё не время, в ущерб тому, что сейчас бы усвоилось с двойной эффективностью.

Золотой ключик к детскому сердцу

И самый верный, самый надёжный, самый бережный и самый эффективный способ, который поможет вам сохранить отношения с ребёнком и не сломать его зреющую личность, - это уделять как можно больше времени для общения. Интересуйтесь своим чадом, вникайте в его жизнь. Ваши разговоры не должны ограничиваться исключительно уроками, домашними заданиями и обязанностями по дому. Спрашивайте его мнение, учитывайте пожелания, давайте право выбора. А иногда просто будьте рядом. Особенно когда тяжело, когда нужна поддержка и забота. Не отворачивайтесь от плохого настроения или агрессии, будьте взрослее и мудрее. Помните, что личность, как цветок, можно вырастить, если достаточно давать питания, света и окружать теплом. Дорогие читатели, применяйте мои рекомендации в жизни, и я уверена, что ваши отношения в скором времени наладятся. К тому же, следуя советам, однажды вы сами поразитесь, каким удивительным и необычным является ваш ребёнок. Дайте ему себя проявить, дайте пространство и время, чтобы раскрыться. Вы восхититесь, насколько наши дети прекрасны, если не заглушать их внутренние голоса. Делитесь этим материалом с другими мамами и папами, которых так же волнуют вопросы грамотного воспитания и развития ребёнка. И обязательно подпишитесь на мой блог! Тогда не нужно будет следить за новыми публикациями, вы будете получать оповещения обо всех свежих и познавательных статьях на моём портале. Спасибо, что заботитесь о детях. Наше стремление сделать их жизнь лучше и счастливее – самое ценное, что мы можем им дать. До новых встреч! С Уважением автор блога Наталия Миновская" data-image="https://natali-dev.ru/wp-content/uploads/bfi_thumb/devochka-plachet-1024x538-oieks61yhnenhx910pwcl8y83z1rym5yyq1lv7kfy8.jpg" data-title="Как в ребёнке не сломать личность?" data-url="https://natali-dev.ru/detskie-zamorochki/kak-v-rebjonke-ne-slomat-lichnost/" >
Обратите внимание
У ребенка нервный тик, что делать?

Здравствуйте, дорогие родители! Есть такая поговорка: «У ребёнка болит пальчик,...

Подпишись

Получай уведомления о новых статьях самым первым